Чемодановка и Лопатки, 10 дней после трагедии. Как и чем живут села в пензенской глубинке сегодня? Фактчек от The Penza Post

23 июня 2019, 18:42
23 июня 2019 года. Отгремели кровавые баталии в селе Чемодановке, что сразу под Пензой, отгремели баталии в Интернете, смачно политые эмоциями, горем и... явными и злобными фэйками. Справили поминки родственники - 9 дней по погибшему Владимиру Грушину, так некстати бросившемуся на помощь селянам и получившим смертельную травму от... соседей...

Чем живут Чемодановка и цыганское село Лопатки, что через дорогу, сегодня, спустя 10 дней после трагедии, совсем недавно не сходящих с лент федеральных и, даже, мировых новостей... 

"Честный репортаж" от Бюро The Penza Рost рассказывает об этом.

Село Чемодановка в полдень 23 июня и нетипичной для этих мест жары встретило нас абсолютно пустынными улицами и редкими прохожими.

Вспоминать трагедию из тех, с кем мы пытались заговорить, едва ли кто активно соглашался. 

От тех редких собеседников, уставших от зноя и нежданной "славы" родного села, сквозила лишь обида на соседей, с которыми бок о бок в населенном пункте люди живут десятки лет - село мультинациональное, есть в нем и русские и цыгане, и мордва... 

"Живем вместе давно, конфликтов никогда практически не было. Да, мы разные. Но разве это повод друг друга убивать? Уклад соседей - цыган в наш уклад не вписывается. Это правда. Представьте, как вдруг по главной улице села с ревом начинает носиться убитая "шестерка", в которой, как сардины в банке, набиты люди? Что-либо говорить - бесполезно, вас не понимают и не хотят понимать", - житель Чемодановки, не согласившийся упоминанию своего имени в СМИ, печально ведет свой неспешный рассказ.

"Начинаешь упрекать цыган в явно асоциальном поведении - соседи ведь, а в ответ тебе заявы - "ничего, скоро ваша улица Кузнецова (центральная улица села, прим. автора) станет нашей Цыганской, вы не рожаете, а мы - очень даже сильно и часто".

Они показывают всем нам, кто в нашем общем селе хозяин. Скупают в селе старые дома, на месте которых вдруг появляются добротные строения. Мы все в кредитах, а откуда деньги у них, если никто не работает, все же на виду. Конфетки с Чемодановского кладбища и чермет много денег не дадут. Значит, наши соседи промышляют чем-то "по-крупному"? А почему нет профилактики силовиков, раз так. Вот, гром и грянул, зачистили все в момент. Могут, значит, когда нужно. 

Система, во всем нужна система, иначе мы погибнем".

Чемодановское кладбище.

Система и правда спустя 10 дней после трагедии восстановлена.

В ближайшие дни в селе обоснуется бездумно закрытый много лет назад на фоне идиллии покоя и оптимизации опорный пункт полиции. Новый руководитель регионального УМВД Сергей Щеткин, получивший не так давно в наследство то, где нежданно "рвануло", решение об этом уже принял, "головы и погоны" за провал, как говорят сотрудники ведомства, летят до сих пор.

Пока - у здания Администрации села дежурит временный оперативный штаб, невидимыми радиоканалами связанный и с мобильными, и со стационарными патрульными постами Чемодановки и Лопаток.

По улицам села барражирует не один автомобиль полиции, офицеры экипажей подозрительно осматривают любого чужака.

По словам жителей, цыган в селе нет совсем - сбежали. 

"Никто их не гнал, шементом собрались, все побросав, и рванули, кто-куда, испугались".

Пляж реки Инра, образованный на песчаном берегу озерка за счет рукотворной плотины, сегодня, как и тогда, накануне беды, наполнен людьми, но - без цыган, которые купаются, смеются, все мирно и спокойно. А ведь именно отсюда 10 дней назад началось то, что едва не стало "пензенской Кондопогой".

Дети - везде дети. Рано взрослеющие цыганята как и все подростки незлобно пристают к девчонкам. А когда рядом вода, солнце, девичий смех и веселье от молодости и светлого мироздания, приставания приятнее вдвойне, какая разница, цыган ты или русский. 

Тискание в воде и, говорят, типично подростковая забава в деревне, и не только  - стянуть купальник, вылилась в непонимание взрослых. Возможно, наболело, и пляж оказался последней, роковой каплей с фатальным исходом...

"Мы хотели лишь поговорить", - так объясняют сами русские чемодановцы цель визита "своих" в количестве семи-восьми, а кто говорит - и пятнадцати человек - к членам семьи цыган, пацаны которых звонко и неприлично забавлялись на озере.

Поговорили... 

Цыгане в ответ "на поговорить" традиционно приехали кучей, с цепями, битами и прочими атрибутами военных дворовых баталий... Из соседних Лопаток, что через дорогу трассы М5 "Урал".

Кто виноват и что делать, теперь уже не важно - жизнь молодого мужчины, отца детей, трагически оборвалась от подлого удара в голову.

Машина, которую бывший пограничник Владимир Грушин чинил, теперь сиротливо стоит у его родительского дома, где он строил свой пристрой - мама честно дала часть избы сыну и дочери - Ольге Соботовой.

Супруга Владимира из села уехала в Пензу, где снимает квартиру, жить в Чемодановке, как сказала родственница, не хочет.

Вот и строились сестра и брат, набрав кредитов в банке.

Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев данное семье погибшего обещание исполнил по-офицерски точно и в срок, погасив и Ольге, и супруге Владимира Грушина, теперь уже вдове, банковские обязательства. Почти миллион на двоих.

Но мужа, отца и сына это едва ли вернет, и от этого - горько.

Ольга Соботова фотографироваться наотрез отказалась, "не фотогеничная я, не обессудьте, а Белозерцеву передайте мое человеческое спасибо за помощь, как раз вчера пришла СМС-ка из банка, кредит заплачен, завтра поеду закрывать счет", - рассказывает Ольга.

"Вот это мой пристрой, 400 000 я брала в банке. Спасибо за помощь Ивану Александровичу, так и передайте".

Прямиком из Чемодановки мы поехали в Лопатки. Проверить слухи провокаторов, что цыгане якобы вернулись в село.

Все Лопатки - в плотном кольце оцепления. ГИБДД  и ППС жестко оберегают оставленное село от мародеров и чужаков, ведь в домах - какая -никакая утварь. 

Скотину по указанию губернатора уже давно вывезли на постой минсельхозовцы. Собак и котов, как сказали полицейские, подкармливают волонтеры, "да и мы сами иногда".

Улицы села пустынны, как и неделю назад, в наш прошлый визит. Ничего не изменилось, разве, только, ребята из МЧС дополнили наряд полиции в зоне своей ответственности - боятся пожаров.

Как нам стало известно от источников из околоправительственных структур, Иван Белозерцев дал указание проверить правовой режим всех живущих в Чемодановке и Лопатках.

Уже выявлено 17 домов в Лопатках и 1 дом в Чемодановке, якобы без документов. Все дома - цыганские.

"Если можно узаконить, узаконим, это наши люди, россияне, все должны жить по закону и дружно", - якобы так сказал губернатор. - Никаких войн не допустим".

10 дней спустя уже ничего о войне не напоминает. Лишь хлопающие от ветра калитки брошенных домов, голодные коты и раненые души селян - "почему так мы живем, почему мы, соседи, не уважаем друг друга, когда это закончится"...

"Принуждение к цивилизации" - нелегкая задача, факт. Но иного пути нет, ведь Россия - многонациональна, стычки, подобные нынешней - прямой развал государства. Об этом нужно помнить всем, и цыганам тоже, ведь они - россияне. А раз так - нужно интегрироваться в 21 век. Иного пути нет. Не позволят идти по-иному.

"Интеграция ромалов в общество — настоящая проблема для многих стран. Россия тут не одинока. Французы несколько лет назад просто взяли и депортировали десятки тысяч цыган в Румынию и Болгарию. Каждому дали по билету на поезд и €300 наличными. Европейцы не смогли поладить с цыганами, поэтому нацменьшинство просто выгнали из страны.

Россия себе такого позволить не может. Цыгане в стране обладают всеми гражданскими правами. Но это не означает, что государству не нужно вовлекать их в общественную жизнь.

Готового рецепта, что конкретно надо делать, нет. Большая часть европейских программ по интеграции цыган благополучно провалилась. Наша страна какими-то успехами тоже похвастаться не может — в современной России крупных программ не было. Советские эксперименты можно назвать успешными условно. Цыганские колхозы быстро развалились. Разве что некоторые посёлки компактного проживания — как в Пензе — существуют до сих пор.

У социологов пока есть лишь общие соображения, как строить политику по отношению к цыганам", - пишет Олег Адамович из RT.

"Сейчас в регионе живут четыре цыганских табора. Самый большой находится в Пензе — целый городской квартал на 500 частных домов занят цыганами. Место так и зовут — «цыганский посёлок». Сами жители называют себя котлярами — в память о том, что когда-то они зарабатывали на жизнь, чиня котлы.

В городе и области есть ещё три табора. В одном живут крымские цыгане — мусульмане. В другом — сэрвы (по сути, это даже не табор, цыгане расселились по квартирам по всей Пензе). В Лопатках и Чемодановке — четвёртый табор, цыган которого называют влахами (в честь румынской исторической области Валахия, из которой 500 лет назад они вышли).

Ромалы из разных таборов друг с другом мало пересекаются. У них разное место жительства, свои лидеры и интересы. Сейчас три табора гадают, не придётся ли им коллективно отвечать за преступление влахов.

Влахи — относительно новый табор в Пензенской области. В этом и есть основная проблема и причина ссоры. Большая часть цыган не успели влиться в среду, что, для сравнения, происходило с теми же котлярами последние полвека. Первые цыгане в Чемодановке начали селиться 30 лет назад, но их было мало", - там же.

Подводя итог сказанному думается, что "чемодановский синдром" может стать той отправной точкой, которая развернет власть и "цыгановедов" к системному подходу в развитии темы. Похоже, назрело...

Жаль, лишь, что институциональная и общефедеральная проблема, а если быть точным - и общемировая, свалилась в жаркое лето 2019 на плечи пензенцев, губернатора и силовиков. 

Но мы выстояли, факт. А как известно, за одного битого - сразу двух небитых выдают... 

ВЕДЬ ВМЕСТЕ - МЫ СИЛА!

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Минюст РФ нашел в Пензе деньги США, о которых упомянул Белозерцев в Чемодановке

 


Дайджест СМИ