22 захоронения пензенцев найдено и оцифровано в Европе всего за полгода. «Цифровой музей памяти А мы из Пензы», Александр Тузов рассказывает...

11 августа 2020, 09:45
Уникальный проект, равных которому нет пока на просторах России, да и не только России, признаем, который стартовал в Пензе благодаря инициативе концептуанта и драйвера проекта Александра Тузова, мощной организационной миссии губернатора региона Ивана А. Белозерцева, "якорного" спонсора - компании "Рисан" и лично ее топ-менеджера Сергея Лисовола, а также еще немалой плеяды неравнодушных людей, живо и искренне поддержавших яркое по замыслу начинание на этапе его проработки, предложивших разовую помощь - депутатов Ильдара Акчурина, Николая Лукьянова, Дмитрия Акимова, подводит своеобразный промежуточный итог этапа сезона 2020 года, презентуя сегодня результаты реальной оцифровки 22 захоронений пензенцев, которые погибли в далеком 1945 в Европе и навсегда остались упокоенными там, под чужими березами, чужим небом, посреди чужого разнотравья, многоголосия цикад и чужой речи... Отдав Родине самое дорогое, что дал Создатель человеку - бесценные собственные жизни для того, чтобы все мы сегодня жили в мире, гармонии и благополучии...

Своеобразный промежуточный итог работы в проекте версии года 2020 подводит Александр Тузов, отмечая самое запомнившееся ему и членам уникальных экспедиций "в полях" в преддверии наступающей осени за прошедшие полгода.

- 27 февраля 2020 года началась самая активная фаза полевых работ с выездом в Европу, которой предшествовало многомесячное и кропотливое изучение темы в архивах и базах данных Министерства обороны РФ, уточнение справочной информации посредством возможностей военкоматов губернии, в чем несомненную поддержку нам оказывал и продолжает оказывать сегодня Иван Белозерцев, один из первых искренне проникшийся непростой темой. Думаю, что лишь кадровый военный мог так стремительно войти в сложную и многогранную проблему, хотя, казалось, даже губернатор до конца не верил, что все анонсируемое нами воплотится в результат - слишком амбициозными казались поставленные задачи и слишком удаленными заявленные цели. Где Пенза, а где Европа? Но мы же военные...

Для организации поездок нужен был "якорный" спонсор-промоутер, но, главное, недешевый транспорт - кастенваген в виде мобильного офиса - спальника для перемещения по Европе, ночевок в полях, поддержания в работоспособном состоянии технологического съемочного оборудования на условиях полной автономности.

Особая благодарность в указанной связи строительной компании "Рисан" и лично ее топ-менеджеру Сергею Лисоволу, который в режиме реального времени доказал, что он и его партнер Александр Кислянский могут не только классно строить дома в евротренде уровня hi end, но и обеспечивать реализацию "под ключ" уникальных патриотических проектов федерального уровня, демонстрируя на практике, как частный бизнес и Гражданское общество при поддержке умной и честной светской власти на стыке прикладных интересов патриотического кластера берутся за разработку и доводят до ума сложнейшие эксклюзивные темы на благо России, общества и людей. Что важно, разрабатываются темы не академические, не виртуальные, а самые что ни на есть живые, материализованное значение которых бесценно и очевидно.

Ну как можно без слез на глазах переживать ситуацию, когда после третьей экспедиции в Европу в рамках проекта аккурат в день Великой Победы 9 мая 2020 года в штаб-квартире Бюро The Penza Post раздался неожиданный вечерний звонок из Москвы: "Здравствуйте, меня зовут Юрий, я искал в Интернете информацию о своем родственнике Носачеве Марке Ивановиче, уроженце Тамалинского района Пензенской области, погибшем в 1945 году в Литве и нашел ваш сайт Пенза Пост с Музеем памяти. В списке 19 героев, найденных вами, есть мой прадед".

К тебе в Пензу из Москвы приезжает на автомобиле целая семья простых людей, которые десятилетия искали своего героя и благодаря "Цифровому музею" его, наконец, нашли. 

- Эта история началась как, мы сидели на 9 мая в лесу (в Подмосковье) и знакомая сказала, что открыли новый сайт с данными о погибших, я давно искал деда, вбиваю в поисковике и... вижу заметку на сайте "Пенза Пост" то, что разыскиваются родственники. Я связался по указанному телефону и получилось, что 75 лет дядя искал, сын его искал, тут так все совпало, что в такой день знаменательный нашелся дед. В свое время ездил внук его, хотел перезахоронить, искал, но не нашел.

Очень хотели родственники найти, даже на свадьбе бабушка наша говорила перед смертью, только найдите моего отца, это дело жизни было (говорит супруга Юрия). Несколько лет мы подавали запросы, искали по сайтам, а когда мы с вами связались и выяснилось, что нашли, тут же начали делиться с друзьями, родными, это получилась целая цепочка новостей, и все начали просить искать, и Юра нашел еще одного человека, дедушку моей подруги с Дагестана. Это для них был шок, конечно. Такого они не ожидали. Благодаря вам люди поверили, это большое дело, дело всей жизни".

Взяв горсть земли из далекой Литвы с могилы своего родственника, Юрий спустя два дня написал нам короткое сообщение в мессенджере: "Ну вот, наконец, все, душа моего деда обрела покой", поставив свечу памяти в храме за его найденную победу.

Или как можно оставаться равнодушным, преодолев тысячи (!) труднейших километров в Бельгию, в том числе на грузо-пассажирском пароме в суточном переходе по Балтике под пронизывающим весенним холодным ветром на палубах, приехав на единственное муниципальное кладбище города к Ивану Данилину, уроженцу Пензенской области, который погиб в концентрационном лагере шталаг IVВ 4.04.1944 года и обрел вечный покой в нынешней стране со штаб-квартирой НАТО на самом краю Европы, в живописном городе Genk, где на городском кладбище под захоронения советских военнопленных и партизан властями города была отведена самая солнечная сторона погоста с 70-ю чопорными в своей немой скорби белоснежными крестами над могилой каждого захороненного... А сами советские офицеры и солдаты покоятся в окружении помпезных эпитафий бельгийских граждан.

«Ну здравствуй, Иван! Как же далеко ты забрался...». Бельгия, Цифровой Музей Памяти «А мы из Пензы», часть III

Кого оставит без слез трогательная история передачи капсул с землей живым родственникам пограничника НКВД Хамзи Баткаева, который был тяжело ранен в Литве уже после Победы - 14 июля 1945 года. Сержант был командиром отделения 86 пограничного Кенигсберского полка войск НКВД СССР по охране тыла 3-го Белорусского фронта. Он получил ранение в противоборстве с литовскими националистами. А через два дня умер в госпитале. Могила Хамзи Баткаева находится в небольшом литовском городке Купишкис. А его родная сестра проживает в пригороде Каменки Пензенской области, Рафика Ибрагимовна, которой сейчас 79 лет.

- Во время войны я была маленькой девочкой, и единственное, что запомнила - желтый листочек - похоронку, которую принесли нам домой в 1945 году, - рассказала Рафика Ибрагимовна. - Мама тогда долго и горько плакала. Мой брат ушел на фронт из армии, совсем молодым. Все в семье говорили о нем исключительно как о добром, отзывчивом и порядочном человеке. Все годы войны он писал письма, но после того, как он ушел в армию, больше мы его не видели. И особенно обидно, что погиб он уже после Победы.

Женщина добавила, что много лет ее семья пыталась что-либо узнать о месте захоронения Хамзи Ибрагимовича. Наконец, в 1975 году Баткаевы получили письмо от поискового отряда из Литовской СССР, в котором было указано место захоронения сержанта.

- Конечно, никто из нас так и не был на могиле брата, - продолжила Рафика Ибрагимовна. - Большое вам спасибо за такой проект, за фотографии, за память, которую вы сохраняете вместе с нами. Теперь сердце мое спокойно. Этой землей я посыплю могилу наших родителей.

Цифровой музей памяти «А мы из Пензы». Земля с мест захоронения наших земляков, погибших в годы ВОВ в Европе, передана родственникам

- Что самое интересное, в ходе работы экспедиции мы обнаружили феномен, который нас удивил тем, что даже в услових непростых межгосударственных отношений люди идут на встречу и помогают его реализации, - отметил Александр Тузов.

- Прибыли на границу с Украиной. Известно, что русских туда пускать запрещено, если нет актуальных родственных связей с Незалежной. Однако правительство страны допускает россиян с гуманитарными целями, как написано на сайте МИД государства.

Мы рассказали офицерам погранслужбы цели транзита в Венгрию, показали на ноутбуке сайт Пенза Пост и тему музея. Мой дед, уроженец Украины, старший лейтенант, в далеком 1945 погиб под Берлином всего за несколько недель до Победы.

Через 73 года пензенец нашел в Польше могилу деда, погибшего в 1945-м, но памятник демонтировали поляки...

Украинские пограничники сказали нам спасибо за работу и это, полагаю, сыграло роль в разрешении на въезд. Базовые гуманитарные ценности - надграничны, и это - радует...

2000 км по Украине на российских номерах в июле 2020-го. От первого лица о сногсшибательном транзите по Незалежной

Итог - найдено 2 захоронения в Венгрии.

"Если каждый субъект РФ подхватит тренд, моделируемый в Пензе сегодня, сделав шаг навстречу своим землякам к далекому 1945-му там, за Одером и Бугом, буквально через несколько лет сформируется единый общефедеральный цифровой Музей памяти о тех, кто сегодня не в России. А средства визуализации дадут возможность родственникам погибших на чужбине побывать рядом с ними посредством виртуального тура", - считает автор идеи Александр Тузов.

"Проект идет вперед и будет продолжен. Несмотря на вызовы, которые ставят преграды. То, что в самый разгар ковида нам удалось сделать за 6 месяцев невозможное, тому зримое подтверждение", - резюмировал Тузов. - Спасибо всем тем, кто разделяет недевальвируемые ценности. Ведь ВМЕСТЕ - МЫ СИЛА!

 

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ МУЗЕЯ ПАМЯТИ - ЗДЕСЬ.

 

 

 


    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ