Судьба арт-объектов обсуждалась на заседании комиссии по социальным вопросам в Гордуме Пензы. Скульптуру Дзержинского было предложено перенести ближе к тому месту, где сейчас находится УФСБ региона, в сквер имени Дениса Давыдова. А находящийся там памятник герою Отечественной войны 1812 года - к «Дому офицеров».
Пока, как пояснила начальник Управления культуры Пензы Вера Фейгина, предложенные места для переноса не утверждены, окончательные решения будут приняты на общественных слушаниях.
Анонс планов мэрии вызвал неоднозначную реакцию в паблике.
Кто-то считает историческую фигуру другом беспризорных детей и железных дорог. Несомненно, в указанных сферах деятельности зарождающейся России Феликс Эдмундович проявил недюжинные организаторские способности.
Тем не менее, история и люди в России не забыли и о том, что мрачный ореол вокруг своей фигуры Дзержинский заработал, став первым, кто возглавил гиперэффективную и кровавую карательную систему молодого советского государства.
6 декабря 1917 года Совет народных комиссаров (правительство в России после революции) поручил ему «составить особую комиссию для выяснения возможностей борьбы с забастовкой путем самых энергичных революционных мер». Уже на следующий день Дзержинский сделал доклад «Об организации и составе комиссии по борьбе с саботажем».
После этого с одобрения СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Дзержинский был назначен ее председателем и оставался им с небольшим перерывом до февраля 1922 года.
Возглавив ВЧК, Дзержинский стал основоположником и главным оперативным руководителем «красного террора». Интересно, что это понятие пришло не из народной молвы, а возникло совершенно официально.
«О красном терроре» — так называется постановление СНК от 5 сентября 1918 года. В документе прямо указано:
«Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад Председателя ВЧК, находит:
что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью;
что для усиления деятельности ВЧК и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей;
что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях;
что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам;
что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры».
Ход тех событий представляет собой масштабный разгул насилия и репрессий в отношении несогласных с новым мироустройством. И Дзержинский самым ярким образом обозначал роль ВЧК в происходившем.
История помнит и массовые депортации, и концлагеря, и гонения на церковь.
В 1921 году он писал:
«Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой. Официальные или полуофициальные сношения партии с попами недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК».
Разумеется, тяжелые годы становления Советской власти, оскал контрреволюции требовал чрезвычайных мер по наведению порядка. Однако в столь масштабных переустройствах государства под каток реформаторов и их чрезвычайных мер порою попадали не только ярые классовые враги... И это тоже печальная правда.
Все это бесспорно характеризует фигуру Железного Феликса как неоднозначную, фигуру, которая и сегодня все еще явно не консолидирует своей исторической понятийностью современное российское общество, увы, а значит не является фактором единения на конкретном историческом образе. Правильно ли вносить раскол в социум в нелегкую годину национальной правосубъектности, которая итак сегодня переживает сложные времена во всем?
Правильно ли делать символом Пензы в ее историческом центре, на одной улице со Спасским кафедральным собором, героя прошлой эпохи, который до сих пор вызывает яростные дискуссии своих концептов и своих мировоззрений, равно как и методы тех далеких лет, намертво вбивших в головы россиян эксцесс темы лагерей, расстрелов, пресловутых внесудебных "троек" и гонений в целых поколениях?
Ну а церковная тема - та еще неудобная "вишенка на торте" к эволюции нелегкого вопроса, которая вполне может внести дисбаланс и в ряды иерархов РПЦ. Зачем? Кто бенефициар всего этого?
Пензенская власть - власть взвешенная, власть профессиональных историков, власть государственников. Государство - это все мы, без изъятий и уний, баланс и гармония социума - его социально-политическое здоровье и тренд стабильности во всем. Нам кажется, что пензенская власть примет верное решение, которое найдет понимание в душах всех, а не только отдельных... Ведь в этом и есть сила нации.