Потребительский экстремизм в сфере покупки нового жилья: чем заканчиваются приёмки квартир с «экспертом»

15 August 2023, 11:24
Рынок многоквартирного жилья в России и в Пензе, как ее части, погружается в новую напасть, метко названную экспертами «потребительским экстремизмом». Суть процесса проста до банальности. Покупатель получает в собственность квартиру от застройщика, в которую вместе с ним норовит тут же войти вдруг появившийся неоткуда «доброжелатель», который за кругленькую сумму обещает квартировладельцу найти в сданном объекте недостатки и, даже, снизить через суд стоимость жилья. 

Было бы смешно, если бы не так грустно, ибо все происходящее напоминает процесс организации похорон, в котором у еще неостывшего трупа близкого стоит очередь «альтруистов-помощников», наперебой предлагающих оглушительные блага и преференции панихиды…. И лишь там, на погосте, искусившийся на "бесплатный сыр" клиент вдруг осознает, что его импульсивный выбор далеко не оптимальный и он стал жертвой банальных манипуляторов за немалые деньги...

Но вернемся от панихиды на земле к альтруистам-приемщикам в сфере новой недвижимости, «помогающим» новоселам «совершенствовать» их рекреации…. Рассказываем, какими трудностями это может грозить незадачливому клиенту, который решил получить «легкие деньги».

Временные правила передачи квартир, работавшие с марта 2022 по июнь 2023 года, больше не действуют. 

С 1 июля взаимоотношения между дольщиками и девелоперами вновь регламентирует старый добрый закон о долевом строительстве 214-ФЗ.

Сейчас покупатель, как и прежде, может отказаться от подписания акта приема-передачи квартиры, если обнаружит любые, а не только существенные, недостатки. Возвращаются штрафы, пени и иные финансовые санкции в отношении девелопера. Этим пользуются потребители, которые желают получить от застройщика денег, а не устранить найденные нарушения. 

При обнаружении недостатков строительства встречаются злоупотребления правом со стороны дольщиков в части соблюдения застройщиками качества передаваемого объекта. Зачастую действия потребителя направлены не на защиту нарушенных прав, устранение недостатков объекта строительства в натуре, а на личное обогащение в виде денежной компенсации или уменьшение цены договора.

Налицо – злоупотребление своими правами.

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков даже предложил ввести дополнительный механизм, обязывающий застройщиков устранять недоделки в новостройке, а не выплачивать компенсации.

80% решений судов по делам о некачественных работах, как сообщается на портале ЕРЗ.РФ со ссылкой на Антона Глушкова, подразумевают не устранение недостатков, а соразмерное уменьшение стоимости квартиры.

«Люди этим пользуются, получают дополнительные средства, но в качестве жилья ничего при этом не меняется», — цитирует ресурс главу нацобъединения.

И с этим сложно не согласиться. Причем зачастую люди полагаются в этом на приглашенных «экспертов» по приемке квартир, которые обещают «стрясти побольше денег с застройщиков», а не просто получить разумную компенсацию или устранение недостатков. При этом, если дело доходит до суда, процесс может затянуться на год-полтора и во время него нормально пользоваться квартирой не получится.

Представитель одного из пензенских застройщиков, пожелавший остаться анонимным, сообщил Бюро The Penza Post о случаях, когда собственники по инструкции эксперта даже препятствовали доступу сотрудников строительной компании для устранения нарушений.

«Они просто не давали ключ и сами отказывались приехать в назначенное время, чтобы открыть квартиру и дать доступ для необходимых работ. В итоге сроки, отведённые для устранения нарушений, проходят, и люди дальше собираются в суд, хотя застройщик готов устранить нарушения», - посетовал собеседник бюро.

Как яркий пример он привёл собственника квартиры в одном из ЖК в Пензе, который сначала помогал соседям с приёмкой бесплатно, потом стал работать за символическую плату, а теперь берет с каждого клиента по 25 тысяч рублей.

«С ним приёмка может затягиваться с 20 отведенных на неё регламентом минут до целого рабочего дня и даже двух, доходит до абсурда. Это всё нужно, чтобы отработать свои деньги в глазах «клиентов». При этом не всегда независимая экспертиза потом подтверждает «дефекты», - добавил информатор.

Стоит сказать, что явление, когда клиент не хочет устранения недостатков квартиры и настаивает на получении именно денежной компенсации, свойственно не только Пензенской области и носит разрушительно массовый характер.

Разумеется, отреагировал Минстрой. Он поддержал закон о «потребительском терроризме». Первоначально данный проект был внесен в Госдуму в 2019 году, рассмотрен на всех уровнях, а через год отменен. И вот он снова в работе. Правда, сегодня говорится уже не о «потребительском терроризме» (терроризм — это все-таки другое), а о «потребительском экстремизме».

«Дольщикам ограничат возможность обращения в суд с исками к девелоперам в случае недовольства качеством квартир», — пояснила цель законопроекта Анастасия Поликыржа.

Сначала, по ее словам, придется написать жалобу застройщику, а тот будет обязан за свой счет получить заключение специалистов и в течение 20 дней устранить недостатки. Если этого не произойдет, только тогда можно идти в суд.

В заключение отметим: принимать квартиру с экспертом нормально, всё-таки большинство людей не профессиональные строители и плохо представляют, на что при первом знакомстве со своей новой квартирой обратить внимание. Однако большое значение имеет выбор человека, к которому вы обращаетесь, стратегии и понимание последствий.

Один вопрос – заручиться уверенностью, что квартира перейдёт в ваше владение в надлежащем состоянии, а другой – попытаться как можно больше денег получить со строительной компании, которая для вас эту квартиру построила. 


    Дайджест СМИ