Начнем, однако, по порядку.
Традиционный выезд команды из Пензы на кастенвагене от компании "Рисан" и лично ее топ-менеджера Сергея Лисовола, поддерживающими пилотный проект финансово, вместе с тотальной организационной поддержкой врио губернатора региона Олега В. Мельниченко, состоялся утром 18 апреля.
На сей раз, с учетом посещения дальней точки экспедиции - города Приекуле, в Латвии, решили ехать по трассе Пенза-Москва-Рига, о чем, в принципе, потом пожалели. Пробки в Подмосковье и на МКАД внутри Москвы отняли около 4 часов бесценного трафика, несмотря на очень удобное перемещение по федеральным трассам до Москвы и до Риги.
Обычно супероживленная в доковидные времена дорога Москва - Балтия нынче фактически пустая, от слова - совсем, и чем ближе к границе с Латвией, тем она пустыннее. Жуткое зрелище, признаем.
Все шоссе идет посреди полей страшных боев в годы Великой Отечественной войны, баннеры сообщают о том, как переходили деревни из рук в руки, и как гибли наши солдаты, офицеры и генералы в той страшной бойне за освобождение от нацистского рабства Родины на подступах к Москве. Ради создания виртуального тура к этим местам, где полегли навечно сотни пензенцев, пробки потом показались сущей мелочью.
Отрадно, что по инициативе ветеранов и поддержке Владимира Путина на этой окровавленной земле вырос монументальный ансамбль тем событиям, о котором мы написали ЗДЕСЬ, с виртуальным фототуром, как обычно. Посмотрите, не пожалеете... Память... Она бесценна. А мемориал - тронул душу, факт.
19 апреля, уже к полудню, преодолев более 1000 км, мы оказались на границе Белоруссия - Латвия.
Въезд в РБ, как и раньше, практически беспроблемен, уже традиционный вопрос двух служивых парней у будки-времянки о цели визита на русской стороне и полное отсутствие их коллег на стороне белорусской - и мы в братской стране, небогатой, но всегда чистенькой, улыбчивой и спокойной. На сельском РФ - РБ переходе машин нет. Пусто.
Заехали в белорусский магазин перед Латвией, купить дешевые продукты, не за евро, а за белорусские "зайчики", цены почти как в РФ, изобилие аналогичное. Фактчек прилагаем здесь и внизу, в фотогалерее. Курс на сегодня - примерно 1 к 30.
На скорую руку перекусили, как положено. Ведь впереди - Шенген, а там все за евро, значит - дороже.
К вечеру подъехали на переход РБ - Латвия.
Из Беларуси в Шенген выпускают почти молниеносно. Проверка машины на отсутствие лишних людей, документы, зеленая карта (страховка ОСАГО по-европейски). Белорусы "на выезд" - все доброжелательные, улыбчивые, вышколенные... Чего не сказать о въезде обратном, в РБ, здесь мы, похоже, впереди планеты всей. Ну об этом чуть ниже.
Выехав из РБ, за шлагбаум, оказались в нейтральной зоне, перед шлагбаумом Латвии.
Вот здесь начались проблемы. Доброжелательный, как и соседи рядом, по ту сторону границы, пограничник-латыш на безукоризненном русском языке усомнился в том, что нас впустят в страну. Однако, увидев редакционное задание и осмыслив цель поездки, высказал предположение, что, скорее всего, пустят. Вызвал старшего смены. Подошедший другой офицер был столь же любезен, русским владел почти без акцента. Изучив документы, пояснил, что впустить нас в Латвию не сможет, нужны согласования с МИД, так как действуют тотальные ограничения в связи с Ковид. И въезжают лишь по визе D - трудовой контракт, с видом на жительство или, не дай Бог, в связи со смертью родственника. Виза С - не катит.
"Вы можете написать заявление, но быстро его не рассмотрят, от двух дней до недели. Ваш повод - гуманитарный. Его в регламенте нет. Сожалею, понимаю, но таков регламент".
"Свежие" справки об отсутствии вируса и об уровне антител в крови, ситуацию не спасли.
Пришлось разворачиваться, въехав колесами на кусочек Латвии и... обратно, в Беларусь. Которая нас уже столь дружелюбно по скорости въезда, как выезда, отнюдь не ждала.
Пограничники оформили документы почти молниеносно, как и прежде, но вот таможня.... Это что-то! И это так - всегда.
Милая девушка почти 3 часа оформляла две (!) машины, одной из которых были мы. Причем, осмотр авто занял минут десять, все остальное время дама что-то нервно набивала в компьютере, и процесс этот казался вечным. Для сравнения - при въезде в Шенген и при выезде из Шенгена работа тамошних служб занимает минут 10-30 от силы. Если, конечно, на переходе нет перерыва-пересменки. Почему так? Загадка.
Короче, покинуть Родину можно весьма быстро, почти мгновенно, но вот принимает в нее своих отроков она, Родина, весьма неохотно и долго. Нудно.
Наконец, выпавшая из логистики поездки Латвия и часы пребывания на таможне милейшей Беларуси, вечно что-то ищущей и пишущей, остались позади. Как европейцы все это решают, работая в разы шустрее - загадка.
Ночь, решили спать тут же, рядом с границей, в окружении дальнобоев, чего-то ожидающих. В РБ всегда безопасно - Батька расстреливает за тяжкие преступления, народ это чтит почти нулевым уровнем "тяжких".
Выспавшись, выехали в Хатынь. Писать про Хатынь без слез реально невозможно. Каждый русский человек обязан там побывать. Комплекс считается одним из ярчайших по своему воздействию на сознание в бывшем СССР. Подтверждаем. Вот наш видео и фотоматериал об этом.
Отработав часов пять в Хатыни, возложив к эпитафиям цветы и ленты от всех россиян и пензенцев, взяли курс на Москву. Опять трехчасовые пробки и потеря времени. Но быстрые дороги до Пензы взамен.
На условной границе Беларусь - Россия - колонна траков - дальнобоев километров на 10, не менее. Легковые машины, которых почти нет, пропускают по левой полосе без проблем, спросив, откуда и посмотрев в лица: "мы вам верим, езжайте без досмотра". Ну снова, здравствуй, Родина! В гостях хорошо - а дома лучше!!!
Одновременно начали переписку с МИД Латвии, как посоветовал старший погрансмены на границе. Смысл переписки понятен из ее фрагментов, ждем смягчение режима пандемии и - вновь в Приекуле, месяца через полтора. Работу нужно доделать...
"Уважаемый господин Тузов!
В Консульском департаменте Министерства Иностранных дел Латвийской
Республики получено Ваше письмо от 24 апреля 2021 года с просьбой разрешить въезд в
Латвийскую Республику с целью проведения оцифровки (фото- и видеофиксации)
фамилии погибших воинов на стене мемориала в Приекуле для пополнения базы данных
виртуальных туров.
Консульский департамент рассмотрел Ваше письмо и в ответ информирует, что с
10 июня 2020 года запрещено передвижение лиц и транспортных средств через мест
пересечения внешней границы Европейского Союза из стран,
зарегистрировано такое распространения инфекции Covid-19, которое может создать
серьёзную угрозу здоровью общества, за исключением грузовых перевозок, в том числе
из Российской Федерации.
В пункте 37 Правил Кабинета министров Латвийской Республики от 09 июня 2020
года Ho.360 «Меры эпидемиологической безопасности по ограничению распространения
инфекции Covid-19» упомянуты категории лиц, которым въезд в Латвию разрешен.
Правила не предусматривают въезд в Латвию лиц, которые не соответствуют этим
С текстом правил можно ознакомиться
на интернет-сайте
https://likumi.lv/ta/id/315304-epidemiologiskas-drosibas-pasakumi-covid-19-infekcijas-
izplatibas-ierobezosanai .
В этой связи Консульский департамент информирует Вас, что согласно
имеющимся в силе законодательным актам Латвийской Республики, на данный момент
нет законного основания на въезд членов Вашей группы в Латвийскую Республику для
проведения упомянутых Вами работ оцифровки".
Ну вот как-то так. Никакой, собственно, политики, разумная эпидемиологическая достаточность. Хотя это и не приятно, не скроем...
Несмотря на проблемы, Цифровой Музей памяти "А мы из Пензы" пополнился двумя важными виртуальными турами. Экспедиция в Латвию обязательно будет реализована сразу после того, как изменится пограничный режим. Вероятно - уже летом. Ждем...
"В новом краеведческом музее Пензы я мечтаю об экспозиции со списком около 800 пензенцев, погибших в Европе и там захороненных. Наводишь курсор на фамилию, открывается виртуальный тур к погосту. Вот так, например. Где никогда не были родные героев", - говорит Александр Тузов. "Мы оцифровали более 20 захоронений, в Латвии будет еще около 40. Уже 60. А всего идентифицированных на памятниках имен пензенцев в Европе - около 300. Сделаем!".
"Если каждый субъект РФ подхватит тренд, моделируемый в Пензе сегодня, сделав шаг навстречу своим землякам к далекому 1945-му там, за Одером и Бугом, буквально через несколько лет сформируется единый общефедеральный цифровой Музей памяти о тех, кто сегодня не в России. А средства визуализации дадут возможность родственникам погибших на чужбине побывать рядом с ними посредством виртуального тура", - считает автор идеи Александр Тузов.