«Цифровой музей Памяти «А мы из Пензы». Хатынь... Печальный перезвон колоколов разносится душами сожженных заживо, а сама природа, кажется, здесь плачет от боли

23 апреля 2021, 06:00
С 18 по 22 апреля экспедиция Бюро The Penza Post в рамках проекта "Цифровой музей Памяти "А мы из Пензы" работала в дружественной нам Беларуси, в Хатыни. В этом месте, которое многие называют "славянским Освенцимом", кажется плачет сама земля и природа. На фоне пения жаворонков через равные промежутки времени по бывшей выжженной нацистами деревне с грудными детьми и всеми жителями разносятся мелодичные удары колоколов, каждый из которых символизирует одну уничтоженную избу с ее семьей на пепелище. Время помнит ужас хатынской трагедии, напоминая миру вновь и вновь всю правду о фашизме скульптурным образом единственного выжившего в бойне 56-летнего кузнеца, на руках которого покоится его убитый сын...

Трагедия Хатыни произошла 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей гитлеровцы выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери.

В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до шестнадцатилетнего возраста. Самому младшему было всего семь недель. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Единственный взрослый свидетель Хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского был положен в основу создания шестиметровой бронзовой скульптуры «Непокоренный человек», которая является смысловым акцентом всего мемориала.

Кажется, что пожилой крестьянин будто только что вышел из сарая. Он почернел от горя. В крепко сомкнутых устах и страшных, невидящих глазах старика - крик невыразимой боли: «За что?». Его натруженные крестьянские руки крепко держат тело мертвого ребенка, который умер от ран и ожогов на руках отца... "За что???"

Это фашизм. Помните об этом, люди!

Посмотрите созданный нами видеофильм до конца, он тронет струны Вашей души, убеждены, напомнив вновь о том, кому мы все сегодня обязаны своими жизнями и кто, какой ценою, уничтожил фашизм...

О "Цифровом музее Памяти "А мы из Пензы", отчетах о прежних экспедициях - читайте ЗДЕСЬ. 

* * * * * * * * * 

P.S. Напомним, проект "Цифровой музей Памяти "А мы из Пензы" обязан своим прогрессом генеральному спонсору в лице Сергея Лисовола и строительной группы "Рисан", которые несут основное бремя финансирования экспедиций. Респект! Отрадно, когда бизнес в нелегкое время находит возможность поддерживать создание проектов с недевальвируемыми ценностями в национальных интересах России. Особенно в нынешнее время попыток пересмотра нашей истории.

Ключевую для продолжения проекта организационную поддержку в трудную минуту смены региональных приоритетов и попыток блокирования работы оказал концептуантам врио губернатора Пензенской области Олег Мельниченко. Искренне спасибо Олегу Владимировичу.

А еще наша эксклюзивная благодарность руководителю ритуальной компании "Пенза-Ритуал" Виталию Забожко за памятные ленты с текстом на двух языках, которые знают теперь даже в Бельгии. Теперь - и в Хатыни. 


Дайджест СМИ