При этом к работе почты очень много нареканий. Специфика моей работы, например, требует очень часто посещать почту – получать корреспонденцию и отправлять. Последние лет 15 сталкиваюсь, и не я один, с очень серьезной проблемой – стоянием в очереди. Иногда это занимает до часу времени. А тут еще летом этого года я выиграл у Фонда Геннадия Тимченко (хорошего друга Президента РФ Путина) грант на проект «Повышение социальной активности пенсионеров», для выполнения условий которого походы на почту стали гораздо чаще. В месяц это занимает 7-8 часов – целый рабочий день приходится проводить на почте.
Очередь не автоматная. Но все равно смертельная
Проблема очередей на почтах не только пензенская - общероссийская. Причем, если для меня время, проведенное в очереди - это все-таки работа, то для многих других – жизненная необходимость и исполнение гражданского долга: получение пенсий, оплата услуг ЖКХ и налогов. Многометровые очереди выдерживают не все. Санкт-Петербург, Омск, Калининград, Волгоград, Липецк – интернет пестрит новостями, и новости везде начинаются одинаково: «Пенсионер умер в очереди в почтовом отделении». Очереди бьют по самым дисциплинированным, и самым незащищенным – пенсионерам. Пензу пока бог миловал, но….
Бабушки, банкоматы и губернатор
25 января этого года в ходе оперативного совещания в областном правительстве губернатор Иван Белозерцев обратил внимание на проблему очередей в почтовых отделениях и поручил организовать обучение пенсионеров использованию банкоматов при оплате коммунальных услуг:
- Если очереди появляются в дни оплаты коммунальных услуг, давайте думать, как выходить из этой ситуации. Приглашать руководителя областного Управления федеральной почтовой связи и вместе находить решение. Мы обучаем людей старшего поколения компьютерной грамотности, так давайте подумаем, как организовать обучение пенсионеров использованию банкоматов при оплате коммунальных услуг, чтобы люди старшего поколения в очередях не стояли, - обозначил свою позицию губернатор. При этом добавил, что «оплачивать услуги ЖКХ можно и другими способами».
Иван Белозерцев поручил разработать и представить проект обучения, реализация которого позволила бы пензенским пенсионерам освоить электронный способ оплаты за услуги ЖКХ и через платёжные терминалы.
Губернатор властвует, но кто управляет?
С тех пор минуло 10 месяцев, но очередей меньше не стало. Чтобы выяснить: почему?, в начале ноября я направил губернатору запрос. Ответ пришел за подписью заместителя Минпрома Пензенской области Антонова М.Г. и в нем говорилось:
- «Во исполнение поручений Президента РФ от 27.11.2010 №ПР-3464ГС, Правительства РФ от 06.12.2010 №АЖ-П12-8307 с 2011 года на территории Пензенской области развернуто массовое обучение старшего поколения основам компьютерной грамотности и использования банкоматов, информатов и платежных терминалов, которое осуществляется на основе заключенных государственных контрактов, а также на безвозмездной основе в рамках основной сферы деятельности организаций».
- «В соответствии с поручением Губернатора И.А. Белозерцева в апреле 2016 года разработана пошаговая инструкция по оплате услуг через терминалы Сбербанка России, включающая в себя проблемные вопросы и пути их решения, которая использовалась при проведении курсов компьютерной грамотности граждан старшего поколения, организованных на базе ГАОУ ДПО «Институт регионального развития» и других государственных учреждений области».
- «Во втором полугодии 2016 г. Правительством Пензенской области подготовлены и направлены предложения в УФПС Пензенской области – филиала ФГУП «Почта России» по увеличению численности почтовых работников и их оплаты труда с целью улучшения качества обслуживания населения в отделениях почтовой связи Пензенской области».
Письмо вызвало, мягко говоря, недоумение, поскольку из него следует: - массовое обучение бабушек пользоваться банкоматами идет уже без малого шесть лет; - на разработку пошаговой инструкции по оплате услуг ЖКХ через терминалы Сбербанка ушло два месяца (!), и это притом, что такая инструкция давно разработана самим банком; - на направление предложения областного Правительства в УФПС по увеличению численности почтовых работников ушло полгода.
Такая медлительность весьма ярко свидетельствует о крайне низкой исполнительской дисциплине чиновников, иногда граничащей едва ли не с саботажем. При этом, судя по всему, бюджетных средств на обучение за шесть лет освоено немало. Но этот вопрос больше относится к компетенции правоохранительных органов.
В результате, на это письмо пришлось делать еще один запрос. На который пришел еще менее адекватный ответ, в котором один абзац противоречил другому. В любом случае имело место нарушение п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" («гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов).
Тут уже не оставалось ничего другого, как обжаловать оба ответа в областную прокуратуру согласно Ст. 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан».
Прокурорам закон не писан?
Однако прокуратура поступила весьма своеобразно. Моя жалоба была перенаправлена в … Правительство Пензенской области! Что, однако, в свою очередь является нарушением П. 6. Ст. 8 ФЗ-59 гласящей: «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».
Но прокурорам в Пензе слово «Закон» похоже, написано с маленькой буквы…
Выслушай предложение правительства и сделай наоборот...
Кстати, в УФПС «Почта России» к предложениям Правительства по увеличению численности работников и повышению оплаты их труда отнеслись весьма своеобразно. Например, на двери почтового отделения 440039 одно за другим последовательно появлялись объявления следующего содержания:
«Распоряжением ОСП «Пензенский почтамт» №213-р от 30.11.2015 г. (?) с 11.07.2016 г. вводится следующий режим работы:
Пон. ср. пятн. 9 : 00 – 17 : 00 перерыв 12 : 00 – 14 : 00
Вт. четв. 13 : 00 – 19 : 00 (без перерыва) Суббота 10 : 00 – 15 : 00.
До этого почта работала с 8 : 00 до 20 : 00.
Распоряжением №113-р от 01.11.2016 г. для работников почты вводится еще более щадящий режим:
Пон. – суббота 10 : 00 – 13 : 00 (пусть и без перерыва, но рабочий день длится всего три часа, проголодаться не успеешь!)
Правда, лафа эта длилась недолго, и распоряжением №119 от 14.11. почему-то 2019 (!?) года вводится прежний промежуточный режим, который существовал с июля. Но что интересно – на сайте «Почты России» режим работы указан прежний – с 10 : 00 до 13 : 00.
Небрежность в указанных датах, путаница на сайте - тут не только у пенсионеров, у молодых голова пойдет кругом…
Летите, голуби, летите….
Вообще-то частично решить проблему очередей не очень сложно. Достаточно в конце каждого месяца – пик платежей по услугам ЖКХ - сделать воскресенье на почтах рабочим днем. Но, глядя на откровенный бардак, неуважение к людям, включая самого губернатора, на фоне мизерных зарплат почтовиков и запредельных зарплат почтового руководства становится ясно – очереди в ближайшее время короче не станут.
И поневоле приходит в голову крамольная мысль: а может завести почтовых голубей? Благо и голубятни в Пензе еще остались, да и урожай зерна в этом году был отменный.
Ну а по весне, когда сойдет лед, можно будет освоить и бутылочную почту…
P.S. Проблема очередей на почтах кому-то может показаться надуманной или преувеличенной. Но дело ведь не только в очередях, все намного серьезнее. Напомню: массовое обучение пенсионеров компьютерной грамотности и пользованию банкоматами идет уже шесть лет. А где результат? А, следовательно – где деньги, затраченные на обучение? И нет ли тут коррупционной составляющей?
Вопрос не праздный. Он, кстати, уже задавался ровно год назад в газете «Улица Московская» и на сайте «Пенза-пост».
«Как минтруд пенсионеров учил»
«Компьютерный ликбез для пенсионеров вылился в "конфуз с пикантными ушами"»
Ответ на него тогда получен не был. И воз (в данном случае – очереди) – и ныне нам.