Орудийная башня - Павел Арзамасцев

20 ноября 2016, 08:11
У нас очень много говорят о необходимости формирования некоей идентичности Пензы, ее узнаваемости и неповторимости. Дабы туристов привлечь, ну и попутно патриотические чувства подрастающему поколению привить. И в последнее время на Пензу обрушился настоящий шквал проектов по созданию  самых различных памятников, музеев, фонтанов, парков и скверов. Проекты иногда довольно безумные и безумно дорогие. Некоторые даже предполагают снос широко известных символов Пензы – «Ростка», например.  Тем не менее, их авторов принимают первые лица города и области, проекты широко освещаются в СМИ.      Однако даже беглый их обзор свидетельствует об одном общем недостатке – ничего нового и оригинального в них нет, нечто подобное где-то в других городах уже есть. Поэтому никакой идентичности и неповторимости Пензе они не принесут. А вот денег унесут много.

Думаем

Если уж что-то делать, то действительно оригинальное. Но что? Какой-то супер-фонтан? Не можем отреставрировать старый. Памятник? Кому? Музей военной техники под открытым небом? Это уже теплее, но и тут нам не переплюнуть даже соседний Саратов – танков и пушек там в разы больше. 

Артиллерия – бог войны

Кстати, о пушках. Огромный вклад артиллерии и артиллеристов в Победу отмечен не только боевыми наградами, но и установлением специального праздника. Об артиллеристах написаны песни, сотни книг, сняты десятки кинофильмов. В качестве памятников на постаментах в России установлено тысячи артиллерийских орудий – в одной только Пензенской области их около ста. 

Но как-то забывается про то, что в той же Сталинградской битве, после которой был учрежден День артиллерии, по врагу стреляли не ядрами и картечью, а использовали снаряды, мины и ракеты, то есть изделия в производстве технологически очень сложные, в некоторых случаях даже более сложные, чем сами артиллерийские орудия. Пушка без снарядов – это бесполезная груда железа. Однако, исторически так сложилось, что разработчики и изготовители боеприпасов всегда оставались в тени. Имена их мало известны, песен и фильмов им не посвящали. Нет и музея боеприпасов -  если по всей стране довольно много музеев военной техники, есть даже частные, то музея боеприпасов мне отыскать не удалось. Значит, его и нужно создавать - на территории бывшего ПО «ЗиФ».

Из водонапорной башни сделаем орудийную

А что - место историческое, можно сказать намоленое. На сравнительно небольшом участке территории ЗиФ и рядом с ней находится сразу четыре охраняемых Законом объекта культурного наследия: памятник М.В. Фрунзе, здание заводоуправления, бизнес-инкубатор «Паршин» (бывшее ФЗУ) и водонапорная башня, постройки 1915 года – одно из самых первых сооружений трубочного завода, будущего флагмана пензенской индустрии. Производство взрывателей (дистанционных трубок) было технологически опасным производством, поэтому башню и построили в первую очередь.

Район ЗиФа непременно будут развивать – строить новые дома (что уже делается), и приводить в порядок памятники культуры, что, увы, не делается вообще – похоже, окончательно канул в небытие музей тыла на ул. Ленина. Водонапорная башня – это и своеобразный символ пензенской «оборонки», и видна издалека. Увы, находится в весьма плачевном состоянии. Недавно выставлена на продажу за долги нынешнего хозяина завода по зарплате. Оценили башню недорого - в 1 миллион 380 тысяч рублей. Реставрировать ее рано или поздно придется, также как и здание заводоуправления. И тут самый удобный момент для создания Музея боеприпасов (оговорюсь - название достаточно условное). История боеприпасов – это ведь не только ЗиФ - это и Леонидовка, это Заречный. Разумеется, это и возможно сохранившиеся экспонаты Музея тыла. 

А лучшим дополнением к такому музею может стать выставка артиллерийских орудий и иной военной техники, многочисленные образцы которой сейчас разбросаны по всему городу и области.

В Пензе, кстати, есть и весьма уникальные экспонаты – две 152-мм гаубицы Шнейдера выпуска 1915 года, на стволах которых даже сохранились царские орлы. Таких орудий было выпущено всего 344 штуки, они участвовали в трех войнах – 1-й мировой, Гражданской, Отечественной. Возможно, что эти гаубицы – последние сохранившиеся. 

Танки грязи не боятся

Те музеи под открытым небом, которые уже имеются в Пензе, нельзя назвать музеями. Последний, в Пионерском сквере вообще делали в спешке тяп-ляп по принципу «танки грязи не боятся», что вызвало немало нареканий от ветеранов. Половину техники поставили на бетонные плиты, но другую половину – прямо на землю. В информационных табличках много неточностей: орудийные расчеты почему-то названы «экипажами», танк Т-54 представлен как Т-55, реактивная система «Град-1» названа «Примой». Техника размещена не по типам, а хаотично. Логичнее и понятнее было бы размещать рядом «Град» и «Град-1», чтобы видно было, чем они отличаются. Это общепринятые правила музейного дела. Резюме: оценка музея – два с минусом. Самое разумное и логичное – передать военную технику Музею боеприпасов. И там уже не допустить прошлых ошибок.

Имеются «косяки» и на выставочной площадке военной техники расположенной у мэрии Пензы. На информационной табличке самоходной пушки СУ-100 ее боевой вес указан не в тоннах, а в килограммах – 31,6 кг, не больше, но и не меньше. Сколько раз писал об этом и в СМИ, и лично губернатору. Все без толку. Резюме – и эту технику можно, и нужно передать в Музей боеприпасов.

А что еще?

Необходимо провести ревизию и инвентаризацию памятников военной техники на территории Пензенской области. И там где это возможно, обменять наиболее интересные экспонаты, на те, которые имеются в Пензе в двух, или более экземплярах. Например: в Мокшане стоит 100-мм противотанковая пушка БС-3. Несмотря на то, что их было выпущено более 6-и тыс., это довольно редкий экземпляр, поскольку значительная часть ушла на экспорт (В Википедии указана только 2 памятника с такой пушкой, причем Мокшана там нет). В Русском Камешкире – 37-мм зенитная пушка, и там же пара тяжелых пехотных огнеметов ТПО-50 – также довольно редкая вещь (В Википедии про них ничего нет). 

В то же время в Пензе имеются парные образцы: два танка Т-54, две 57-мм зенитки, 125-мм противотанковые пушки «Рапира», две вышеупомянутые 152-мм гаубицы Шнейдера, две 122-мм гаубицы образца 1930 года, 76-мм пушки ЗиС-3. В общем, есть,  что обменять и собрать воедино, и по моим прикидкам техники будет около 50 экземпляров.

Три музея в одном

Кроме того, здесь же может быть расположен и музей моделей военной техники и военных миниатюр. Позволю напомнить, что такой мини-музей в Пензе уже был. В 2005 году я выиграл грант на создание такого музея, и он в течение полутора лет располагался в здании городской администрации – в холле, где в небольшом шкафу стояли Книги Памяти, мы с ребятами поставили две витрины с моделями. Потом холл переделали в Приемную В.В. Путина, а нам было велено убираться на все четыре стороны. Большинство моделей я потом раздарил, но кое-что осталось.

Кроме того, немало было сделано моделей техники, которая выпускалась на пензенских предприятиях – Радиозавод, ДХО. Судьба этих моделей туманна, пару штук я видел в вестибюле технопарка «Рамеев». Думаю, все их можно также собрать воедино и выставить в одном месте. 

P.S. По прочтению прошу чиновников и отцов города и области не хвататься за голову, тем более за сердце – пока это всего лишь идея проекта под условным названием «Орудийная башня».  И она, поверьте, ничем не хуже тех, что вам уже предлагали другие авторы. Поэтому и ваше мнение мы готовы выслушать и опубликовать.
А всех, кто в «теме», поздравляем с 19 ноября – Днем ракетных войск и артиллерии.

    Фото: Павел Арзамасцев Источник фото в тексте - Павел Арзамасцев

    Источник - Павел Арзамасцев
    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ