Размеры шпалы: длина, характеристики, вес

30.06.2020

При строительстве железнодорожных или подъездных путей, шпалы важны не менее, чем рельсы. Для создания прочной устойчивой конструкции, способной выдержать колоссальные нагрузки, необходимо использовать высококачественные опоры стандартных размеров.

Современное жд полотно теперь все чаще оборудуется шпалами из армированного железобетона. Для монтажа достаточно уложить ее на балластный слой, создающий прочность конструкции. В результате давление движущегося транспорта передается через опору на балластное основание, придавая пружинистость и упругость всему полотну.

Общие характеристики

Шпалы — это опоры для стальных рельсов железнодорожной магистрали.Их основное назначение — передавать высокое давление движущегося транспорта с рельса на пошпальный балласт, обеспечивая стабильную ширину и устойчивость пути. Укладывают при строительстве основных железнодорожных магистралей или небольших транспортных систем крупных промышленных предприятий, фабрик, шахт.

От качества и долговечности шпал полностью зависит безопасность и эффективность железнодорожного полотна, его длительная эксплуатация.

Поэтому важно, чтобы технические показатели этих изделий полностью соответствовали определенным критериями, включая геометрические формы, размеры, качество ж/б материала и пр.

Важно, чтобы опоры были сделаны из высококачественного бетона, с обязательным армированием специальной сверхпрочной проволокой. Такие изделия способны выдержать большую грузонапряженность и огромный тоннаж.

Сверхпрочные, изготовленные из армированного железобетона шпалы, используют для строительства основных ж/д магистралей.

Для монтажа второстепенных подъездных путей возможно использование опор второго сорта или б/у.

Технические характеристики

Прочные железобетонные шпалы, сделанные в соответствие с требованиями ГОСТа, имеют отличные технические характеристики.

Рассмотрим особенности бетонных конструкций:

  • Хорошая устойчивость к гниению.
  • Высокая прочность при смятии.
  • Длительный срок эксплуатации до 50 лет.
  • Большая устойчивость к низким температурам.
  • Хорошая поперечная устойчивость.
  • Простой монтаж.
  • Невысокая цена.

Во время скоростного перемещения тяжелых железнодорожных составов по магистрали с ж/б опорами, создаются хорошие условия для плавного скольжения вагонов. Если вас заинтересовала данная тема, то подробнее узнать про разммеры шпалы http://promputsnab.ru/poleznoe/272-razmery-zheleznodorozhnoj-derevjannoj-shpaly-dlina-zhd-opory-opisanie-gosty-tu.html. Поэтому их часто используют для строительства бесстыковых путей для сверхскоростных составов.

Для изготовления жб изделий для железнодорожного полотна, согласно нормативам ГОСТа, используется сверхпрочный бетон B40 (М500).

При производстве шпалы ж/б, требуется соблюдать стандартные размеры:

  • длина - 2700 мм.;
  • ширина - 300 мм.;
  • высота - 230 мм.

Стандартная длина опор должна составлять 270 см. Более длинные укладываются под выключатели и называются шпалами-выключателями. Половинные опоры, которые вдвое короче стандартных, можно укладывать на мостах и виадуках.

Обычная железобетонная шпала — это прочная и сложная конструкция, она должна обладать высокой устойчивостью к перепадам температур, атмосферным осадкам, ежедневным эксплуатационным нагрузкам. Обязательно должны быть соблюдены стандартные размеры ж/б шпалы для рельсов.

Классификация

Современные цельно брусковые изделия созданы из напряженного железобетона с обязательным армированием высокопрочной сталистой проволокой.

Существует несколько видов ж/б изделий — для главных, станционных и подъездных путей.

Классифицируются в зависимости от области использования:

  • Ш 1-2, имеют угол наклона упорных кромок 72 градуса. Применяют для клеммно-болтового раздельного закрепления КБ подкладок.
  • Ш 1-1, с углом наклона площадок 55 градусов. Используют для раздельно-клеммно-болтового закрепления КБ подкладок. Производят из тяжелого бетона В40 (М500) с морозостойкостью F200.
  • Ш 2-1 — используют для клеммно-болтового скрепления нераздельного типа БПУ рельсы или подкладок.
  • Ш 3 — применяют для клеммно-болтового скрепления (нераздельного) ЖБР65.
  • Ш 1-16/5 — со сверхпрочной арматурой и периодическим профилем 3-5 мм.
  • ШС-АРС — применимы для скрепления анкерного типа.
  • Ш 1-4/10 — имеют высокопрочную арматуру-стержень и периодический профиль 7-12 мм.

Армирование

Чтобы изделия имели высокую прочность, их обязательно армируют сталистой проволокой.

Требования к армированию:

  • диаметр — 3 мм;
  • класс проволоки — Вр;
  • количество в единице — 44;
  • натяжение с усилием в 8,1 кн.

Категории бетонных шпал

Ж/б изделия 1 и 2 сорта различают по устойчивости к растрескиванию и геометрической форме.

  • 1 сорт применяют для монтажа основных железнодорожных, несущих большую транспортную нагрузку.
  • 2 сорт используют для строительства и ремонта подъездных путей, на стационарных или мало задействованных ветках.

На обычных стальных рельсах уровень тоннажной нагрузки должен составлять не менее 2000 млн. тонн.

Объем допустимого дефекта должен быть ниже, чем 5-6 % после 1,0 млрд тонн.

Возможна перекладка старых опор с основных путей на железнодорожное полотно 3,4 категории или на подъездные пути для предприятий.

Особенности хранения и транспортировки

При перевозке железобетонных изделий, необходимо соблюдать специальные правила хранения и транспортировки.

Правила хранения:

  • При длительном хранении готовые изделия необходимо обязательно разместить в горизонтальных штабелях и вниз подошвами.
  • Высота штабеля не может быть больше 16 рядов.
  • В углублениях необходимо разместить деревянные прокладки, толщиной 0,5 см. Возможны небольшие отклонения.

Транспортировка ж/б изделий должна производиться в тяжелом грузовом автомобиле или полувагонах.

Особое внимание нужно обратить на обслуживание железнодорожной конструкции. Железнодорожное полотно необходимо регулярно проверять на наличие трещин или разрушений в опорах, их целостной поверхности и структуры. При малейших подозрениях на неисправность шпалы, необходимо срочно производить замену на новый вариант. От исправности железнодорожного полотна зависит жизнь и здоровье людей.