Опорная деталь, состоящая из наружной и внутренней обоймы, между которыми находятся ролики, называется коническим подшипником. В отличие от традиционных вариантов шарикового типа, эти устройства более надежны, так как обладают высокой грузоподъемностью. Роликовый конический подшипник воспринимает оказываемые на него двойные нагрузки — радиальные и аксиальные, за что он и применяется в определенных агрегатах.
Надежность рассматриваемых устройств заложена в их конструкции. Состоят они из следующих элементов:
Каждый элемент имеет определенное назначение, и при их деформациях, происходит выход детали из строя. Обоймы служат для фиксации механизмов, движущихся в пространстве. Комплект из роликов выполняет главные задачи:
В конструкции роликоподшипников имеется такой элемент, как сепаратор. Он служит для фиксации тел качения на одинаковом расстоянии друг от друга. На кольцах присутствуют дорожки качения. Для снижения трения наружная и внутренняя поверхности имеют углы с продольной осью, вершины которых пересекаются в одной точке.
Конструкция сборочного узла роликового типа является разъемной, что упрощает проведение ее монтажных и демонтажных работ. Основное предназначение конического подшипника заключается в одновременном комбинированном воздействии — осевом и радиальном.
Большая грузоподъемность достигается за счет наличия углов на поверхности наружной и внутренней обойм. Обеспечение надежности достигается за счет минуса — низкой допустимой частоты вращения. Чем выше угол конусности, тем больше осевая грузоподъемность, но при этом снижается количество оборотов (радиальное воздействие).
Роликовые подшипники конического вида получили широкое распространение. Они используются в следующих сферах и механизмах:
Преимуществом роликоподшипников является их высокий показатель аксиальной грузоподъемности. Только это не единственное достоинство рассматриваемых сборочных узлов. Еще один плюс деталей в том, что за счет своеобразной конструкции в них исключается вероятность проскальзывания роликов. Такое явление увеличивает продолжительность службы детали, а также снижает сопротивление вращению.
Недостатки опор роликового типа — это:
Отечественными и зарубежными производителями выпускаются роликоподшипники трех типов — одно-, двух- и четырехрядные. Отличие состоит в количестве комплектов роликов, и чем их больше, тем выше устойчивость к воздействиям.
Чтобы купить роликовый подшипник конического вида, необходимо знать следующую техническую информацию:
Для упрощения выбора опорных устройств на них имеются соответствующие номера. При комбинированных нагрузках используются роликоподшипники двухрядного типа. Выбрать их можно еще по внутреннему и наружному диаметру обойм, воспользовавшись для измерений штангенциркулем.
Перед монтажом сборочный узел разбирается, после чего на вал напрессовывается внутреннее кольцо вместе с сепаратором и роликами. В завершение монтируется наружная обойма, и выполняется регулировка осевых расстояний. При установке большого или малого зазора в процессе эксплуатации узла возрастает его температура, возникают перекосы, биения и заклинивание. Для выбора оптимального расстояния применяются прокладки.