Основные понятия биллинговых систем

Без биллинга трудно себе представить работу операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, энергоснабжающих компаний, организаций в сфере ЖКХ. Автоматизированные системы расчетов делают взаимодействие с абонентами максимально быстрым, надежным и удобным. Но что такое биллинговая система оператора связи или интернет-провайдера, из чего она состоит и какие функции имеет? Для понимания работы биллинга нужно, прежде всего, разобраться с терминологией.

Что такое биллинговая система?

Биллинговая система (БС) – автоматизированная система, осуществляющая сбор, обработку информации об абонентах, тарифах, подключенных (используемых услугах) для последующей аналитики, выставления счетов и взаимных расчетов с другими поставщиками услуг. В основном это программные решения, которые могут легко интегрироваться с другими системами компании для эффективной работы, но иногда под БС подразумевают и аппаратно-программные комплексы.

Терминология

Терминов, связанных с биллинговыми системами, достаточно много. Вот некоторые из них:

  • АСР (автоматизированная система расчетов), ИБС (информационная биллинговая система) – сокращения, принятые для обозначения биллинговой системы.
  • Отложенный биллинг – модель расчетов, при которой учет услуг и сумма платежей определяются после оказания услуг (постоплата).
  • Горячий биллинг – модель расчетов, при которой учет осуществляется непосредственно в процессе пользования услугами, и личный счет, баланс меняется в режиме реального времени (предоплата).
  • Постинг биллинг – фиксация результатов расчетов с детализацией, доступная для абонентов в бумажном или электронном виде.

С биллинговыми системами неразрывно связаны понятия мультивалютности (расчеты и прием платежей в разных валютах), мультиязычность (предоставление информации на разных языках), масштабируемость (возможность расширения абонентской базы без смены или изменения БС) и ряд других терминов.

Структура и функции БС

Если рассматривать БС для операторов сотовой связи, то ее структура будет иметь следующий вид:

  • Биллинговая система отправляет запросы на коммутатор, и получает данные по абоненту – номера входящих, исходящих вызовов, SMS, интернет-трафике и пр. с привязкой к дате, времени, местонахождению (по базовой станции).
  • На основании имеющихся правил, определяемых тарифными планами, различными бонусами, дополнительно подключенными услугами, проводится расчет за конкретную услугу, предоставленную абоненту «здесь и сейчас».
  • С личного счета абонента списывается сумма за услугу в случае предоплаченной модели расчетов или информация о задолженности сохраняется для последующего формирования общего счета (при постоплате).

Функции каждой биллинговой системы могут существенно отличаться даже в рамках одного и того же программного продукта, но общими, используемыми повсеместно операторами сотовой связи можно назвать следующие:

  • Запросы к коммутатору – получение сведений об абоненте, номеру вызываемого абонента при исходящих вызовах, сведения о начале и завершении соединения и пр.
  • Управление оборудование – блокировка/разблокировка конкретных услуг для абонентов в зависимости от установленного лимита, состояния личного счета, подключение/отключение услуг, в т.ч. и самостоятельно самими абонентами, изменения в тарифных планах.
  • Работа с БД – формирование таблиц, выставление счетов, архивное хранение данных и пр.

Во многих БС имеются функции аналитики – на основании данных по абонентам можно составлять точные прогнозы по спросу на те или иные услуги для гибкого формирования тарифных планов.

«ТЕНЕТ» осуществляет разработку и внедрение биллинговых систем как для операторов сотовой связи, так и для интернет-провайдеров, энергосбытовых компаний, предприятий сферы ЖКХ и др. Узнать больше о предлагаемых решениях можно непосредственно у менеджеров компании «ТЕНЕТ».