«Феномен Белозерцева»: кадровый голод Кремля или новая парадигма развития регионов

22 июня 2015, 21:08

Рядовое, в общем-то, событие – плановая ротация губернатора в одном из субъектов ПФО – Пензенской области, не на шутку привела в движение региональные элиты и экспертно-политологическое сообщество.

Пенза – город небольшой, с глубоко устоявшимся патриархальным ритмом жизни, которая насквозь пронизана вертикальными и горизонтальными связями. Поэтому перетекающие в кулуарах мнения, интерпретации и суждения довольно легко становятся достоянием общественной гласности, делая из столицы Буртасии – большую коммунальную кухню.

Сказать, что состоявшееся назначение экс-председателя пензенского ЗакСобра Ивана Белозерцева на пост и.о. губернатора произвело в среде заинтересованности эффект взорвавшейся бомбы – значит, не сказать ничего. Мы не говорим об общественном мнении, которое олицетворяет обывательская среда. В нынешней системе российской государственности эта величина стала аргументом, который учитывается теми, кто принимает решения, в последнюю очередь.

Мы говорим о тех, кто в силу различных обстоятельств держит «руку на пульсе», отслеживая в разворачивающемся бытии потаенный смысл, недосказанности между строк, помноженные на складываемые пытливыми умами пазлы косвенной информации и фактов.

По неофициальной информации судьба того, кто должен был возглавить регион, определялась там, наверху, чуть ли не в последние часы. Есть мнение, что экс-губернатор Василий Бочкарев до последнего рассчитывал продлить свои полномочия. Что произошло на финишном этапе принятия решения Президентом, какие информационные выкладки легли ему на стол от управомоченных коллег-подчиненных, характеризующие обстановку в регионе и потенциальных претендентов на пост главы субъекта - останется, видимо, для многих тайной. Да это уже и неважно сегодня. Важно то, как принятое решение будет исполнено, и каким путем будет развиваться Пензенская область после официального восхождения на региональный трон того, кому судьба так мощно и нежданно, судя по всему, улыбнулась росчерком пера самого Президента России.

Что это – кадровый голод Кремля, ставшего жертвой собственного «ручного управления» средой, не способствующего механизмам здоровой и эффективной преемственности стареющих лидеров? Или осознанные действия, свидетельствующие о радикальном изменении Центром парадигмы выживания все более обескровливаемых регионов, по необходимости вручаемых под фанфары вечных плясок и фэйк-риторик местным ФПГ на фоне известных вызовов на условиях неафишируемого социального договора, суть которого проста, как мир – мы вам полную свободу действий в условно легитимном правовом поле, вы нам – стабильность и невзрывоопасность…

Давайте поразмышляем о прогнозе развития ситуации, ее истоках, опираясь на аспекты, имеющие хоть какие-то признаки объективности.

Скажем сразу, Иван Александрович Белозерцев - очень неплохой человек, как личность, персона, гражданин. Но мы строим логику своих рассуждений исключительно применительно к месту, которое, как известно, красит сам человек, а не наоборот. Скажем откровенно, с точки зрения классического кадрового менеджмента, образовательного ценза, практического опыта деятельности и прикладной психологии, Иван Белозерцев вряд ли олицетворяет собою фигуру «человека-драйвера», «человека-машину», «альфа-самца», наконец, по западной классификации типажей потенциальных высокоуровневых топ-менеджеров, т.е. – безусловного и продуктивного лидера, способного лишь образованием, опытом и стальным взором «гнуть оглобли», не говоря уже о человеческих душах подчиненных.

Можно очень уверенно полагать, что если бы резюме-биография Ивана Александровича попала бы в солидное кадровое агентство по типу Head Hunter, дальше первого отборочного этапа претендент Белозерцев на пост, ныне ему определенный, вряд ли бы, пожалуй, продвинулся. Судите сами из приводимой нами ниже официальной биографии нового и.о., которую с формализованной площадки требований, предъявляемой к претенденту на пост губернатора субъекта Федерации, даже и читать-то удивительно в проекции на тот кластер многоуровневых задач, которые возложены на главу субъекта в принципе состоявшимся высоким кадровым решением.

 

http://penzadays.ru/person.php?id=288

Претендент Белозерцев всю свою сознательную жизнь был классическим педагогом-замполитом, «политрабочим», как говорили бы в Советской Армии. Обаяние, мягкость, говорливость, риторика, вербальные манипуляции средой…

Опыт работы на ряде представительных должностей в Пензе и области – полная калька базового военного опыта и образования, никак не связанных с материализованными аспектами деятельности. Партийный вожак и вербальный коммуникатор чужой воли – командира части. Каким образом фигура, в подчинении которой должны находиться сотни, если не тысячи узкопрофильных специалистов-практиков, имеющих опыт и образование в сфере экономики, финансов, права, муниципальных логистических схем…может осознанно управлять этой разноперой средой? Конюшни, амбары, тракторы, комбайны, зябь, озимые, трубы, дороги, заводы и пароходы, отопление, сев, бройлеры…

Это все вы о чем? Как может офицер дать фору солдату, если самолично не выполнит узкоспециализированные нормативы на его глазах и глазах всей части ввиду отсутствия навыков и умения, как это делать? Как возглавлять процесс, не разбираясь в его базовых принципах работы хоть в малой толики технологий и процессов? Получить рациональный ответ на этот простой вопрос весьма затруднительно, увы.

Ввиду явного несоответствия функционала, вменяемого главе субъекта и практической данностью, олицетворяемой конкретным уважаемым претендентом, создается обоснованное впечатление в том, что:

- или Центр в условиях кадрового голода и цейтнота времени на принятие решения назначил самого «белого» и «пушистого» из числа предложенных пулами влияния на ситуацию по внешним формальным признакам;

- или Центр дал старт в порядке эксперимента новой федеративной парадигме фактической «приватизации» региональных кластеров в условиях нарастающего кризиса в обмен на стабильность -  финансово-промышленным группам, уже сформированных на базе системообразующего звена региона – города.

Это сугубо рациональное объяснение происходящего.

Никто не отметает, однако, иррационального – банальной нестыковки в подковерной борьбе за пост различных групп влияния, которая спонтанно выплеснулась в конкретный результат, лишенный в принципе какой-либо здравой логики, по необходимости…

В указанных контекстах будущее губернии с точки зрения общества весьма проблематично.

В первом варианте – низкая компетентность и отсутствие целостного понимания механизмов функционирования среды управления прямо пропорционально коллапсу, катализатором которого еще и становятся пресловутые вызовы, ввергнувшие Россию в нелегкое положение, динамика которых, по экспертным оценкам, лишь нарастает. Ведь именно в «тяжелую годину» опыт, брутальность и профессионализм выводят «падающий самолет из штопора», как никогда.

Во втором – нарастающий и уже никем и ничем не сдерживающийся синдром, известный в истории Сицилии понятием Cosa Nostra, который, как известно, очень респектабельно и интеллигентно переводится, как «Наше дело», скрывая за внешней лояльной атрибутикой и романтичным флером крайне негативные институциональные процессы, предтечи которых уже явственно видны «на городе».

Нужна ли эта «перспективная» модель, отчасти обкатанная в Пензе, всей губернии - не дай Бог! Но именно в этой модели извечно "ведомый" - находка для тех, кто оставаясь в тени будет реально, а не понарошечно управлять регионом в пользу "Общего дела".

Почему-то верится, что сегодняшний хаос, все более ощущаемый в делах и словах на фоне вечного праздника для «паствы» - явление сугубо временное. Ведь не недруги же собственной нации моделируют на местах институциональные проблемы, не задавая себе вопросов, во что это может вылиться… Простите уж за солдатскую прямоту.

Ничего личного, только схемы.

    Фото: http://penzanews.ru/
    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ