Игра — «Праздничный салют»

Усвоение системы цветовых эталонов. Для детей средней группы

Вариант 1

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношения между пятью объектами и располагать их в порядке убывания и нарастания яркости одного цвета. Задание отличается тем, что выполнение действия регулируется только образцом. Основное значение приобретает обучение детей умению следовать образцу, замечать и исправлять ошибки. Также можно предложить детям раскраски, ведь, таким образом, они тоже учат цвета. Варианты раскрасок можно смотреть здесь и для самых маленьких и для детей постарше.

Материал. Изображение праздничного салюта на листе бумаги (60*80 см) из пяти звезд (пяти оттенков красного цвета), которые булавками крепятся на листе.

Руководство. В игре принимают участие все дети. Воспитатель обращается к детям: «В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока совсем не гаснут».

Воспитатель показывает диапозитивы (8—10 штук) праздничного салюта. Показ длится не больше 5 минут. Эпидиаскоп, экран и диапозитивы подготавливаются воспитателем заранее. После этого на темном листе бумаги (60*80 см) воспитатель прикрепляет булавками ряд цветных звездочек (красный, желтый или любой другой цвет спектра с пятью оттенками каждого тона).

Дети отмечают цвет звезд и направление ряда (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (темно-красный, красный, розовый, светло-розовый). По указанию воспитателя дети поочередно подходят к доске, где висит картина салюта, и начинают прикреплять звездочки другого цвета вплотную к красному ряду образца, называют цвет звездочки, которую прикрепляют. Остальные внимательно следят за выполнением задания и дают оценку.

Длительность и повторность. Продолжительность игры — 12-15 минут, проводится 1 раз.

Вариант 2

Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно устанавливать отношения между пятью объектами и располагать их в порядке нарастания и убывания яркости цвета.

Материал. Намагниченная пластинка темного цвета (24*30 см), 25 вырезанных из бумаги разноцветных звезд одинакового (разного) размера (по 5 оттенков пяти-шести цветов спектра) с приклеенными к ним магнитиками.

Руководство. В игре участвуют не более двух детей. Им предлагают самостоятельно создать картину салюта. Каждый ребенок получает черную намагниченную пластинку, изображающую ночное небо, и конверт со звездами «салюта». Детям, испытывающим затруднения, воспитатель напоминает, что надо выбирать каждый раз самую темную звездочку из оставшихся звезд этого цвета. В конце занятия пластинки ставятся вертикально, дети любуются звездочками праздничного салюта.

Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда все разложат звездочки четырех — шести цветовых тонов. Продолжительность игры — 10—12 минут. При повторном проведении игры детей учат располагать звездочки снизу вверх в порядке нарастания яркости (от самой светлой звездочки к самой темной). Игра повторяется 2—3 раза.