График отпусков на 2022 год

Обязательный документ в кадровой организационно-распорядительной документации – ежегодно составляемый и утверждаемый график отпусков. Он служит для регулирования времени отдыха персонала и дает возможность руководителям структурных подразделений продуктивно организовать трудовой процесс с учетом пожеланий трудящихся.

Регламент составления и утверждения графиков

Трудовое законодательство обязывает всех работодателей (за исключением микропредприятий и вновь созданных субъектов хозяйствования) иметь утвержденные графики отпусков на следующий год не позднее, чем за две недели до его наступления (ст.123 ТК РФ). Распорядительный документ на 2022 год должен быть составлен и утвержден до 18.12.2021 года включительно. Перед утверждением графика следует:

  • учесть мнение и пожелания персонала;
  • согласовать с профсоюзом или иным представительным органом коллектива;
  • заверить подписью руководителя кадрового департамента или другого уполномоченного сотрудника.

В процессе кадрового аудита хозяйствующий субъект может разработать собственный формат графика отпусков или принять решение об использовании унифицированной формы Т-7.

Приоритетность предоставления отпусков

При составлении графика следует учитывать накопившиеся дни неиспользованного отпускного времени за предыдущие годы, которые сотрудники вправе использовать на протяжении года (ст.115,120 ТК РФ), а также удлиненные отпуска для отдельных категорий. Право на предоставление времени отдыха вне очереди в удобное время имеют:

  • беременные до или после декрета, усыновители детей до трех месяцев и несовершеннолетние независимо от наступления полугодичного интервала работы на данном предприятии (ст.122 ТК РФ);
  • мужья в период нахождения жен в декрете (ст.123 ТК РФ);
  • инвалиды и участники боевых действий (ст.14-19 закона № 5-ФЗ);
  • жены военнослужащих в период отпуска мужей (ст.11 закона № 76-ФЗ);
  • чернобыльцы (ст.14 закона № 1244-1);
  • внешние совместители при наступлении отпускного времени по основному месту (ст.286 ТК РФ);
  • прервавшие досрочно ранее предоставленный отдых в связи с производственной необходимостью (ст.125 ТК РФ);
  • почетные доноры (ст.23 закона № 125-ФЗ);
  • оба родителя детей-инвалидов (ст.262.1 ТК РФ) или троих и более несовершеннолетних детей до достижения 14-ти лет младшим ребенком (ст.262.2 ТК РФ).

Перечень не является исчерпывающим, так как существуют другие категории, имеющие право на первоочередность предоставления отпусков согласно специальным нормативным актам. Даты запланированного времени отдыха могут быть изменены после утверждения или в связи с возникновением форс-мажора, например, пандемией коронавируса. Кадровая служба должна следить за действующим и перспективным законодательством, а при ее отсутствии руководству целесообразно воспользоваться услугами кадрового аудита на стороне.

Нюансы ознакомления персонала с графиком

В отношении ознакомления работников с разработанным графиком отпусков возникла двоякая позиция, продиктованная противоречивыми разъяснениями одного и того же трудового ведомства, базирующаяся на отнесении к локальным актам или нет:

  1. График – первичный организационно-распорядительный документ, не относящийся к внутренней локальной документации. Поэтому работодатель должен лишь известить сотрудника не позднее, чем за две недели до фактического наступления времени отдыха без обязательств оповещения заранее (письмо Роструда РФ от 12.07.2012 года № ПГ/5244-6-1).
  2. График – внутренний локальный акт (ст.8 ТК РФ), с которым персонал должен быть ознакомлен под роспись (письмо Роструда РФ от 01.08.2012 года № ПГ/5883-6-1).

Эксперты рекомендуют субъектам предпринимательства придерживаться осторожной позиции и знакомить работников с документом после его утверждения. При отказе сотрудников от подписи следует составить соответствующий акт. Это позволит избежать конфликтов между администрацией и персоналом, четко организовать рабочий процесс с учетом запланированного времени отдыха, не увеличивать безосновательно стоимость кадрового аудита аутсорсера при возникновении претензий у проверяющих структур.