Чёрный человек из Падуи...

На восточной окраине Паданской равнины, в регионе Венето, в городе Падуя живет черный-черный человек. Вездесущий, он появляется в разных частях города в своем немного старомодном костюме - длинном пальто с закатанными рукавами и высокой шляпе, - и внимательный турист встречается с ним по несколько раз на дню. А для местных он уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа.

Итальянский Бэнкси

Черный человек - самый известный персонаж (можно даже сказать «лирический герой») падуанского уличного художника Кенни Рандома. Его часто сравнивают с английским «коллегой» Бэнкси, спорят о вторичности творчества итальянца, говорят о копировании, подражании, даже плагиате... Но разве редки истории, когда одна и та же идея одновременно приходила в головы людям в разных точках мира?

Действительно, отдельные творения британца похожи на художества Рандома манерой исполнения. С той лишь разницей, что сюжеты Бэнкси гораздо больше затрагивают социальную и политическую жизнь общества, они полны иронии и даже издёвки. Не зря Бэнкси - скандально известный уличный художник.

Кенни Рандом и его черный человек более лиричны и миролюбивы. Забавная долговязая тень в слишком коротких брюках, пальто с подвернутыми рукавами, высокой шляпе и несуразных остроносых ботинках и черный кот украшают стены в разных уголках Падуи. Одни легко найти на проторенных туристических маршрутах в центре, другие могут показать только местные «проводники» на городских окраинах.

Следуй за черным человеком

Если бы кому-то пришло в голову создать путеводитель по творчеству Кенни Рандома, он бы начал из самого сердца города, где разворачиваются базары и ярмарки, - с пьяцца дей Синьори. Здесь, на повороте на виа Надзарио Сауро художник лаконичен: за бредущей вдоль стены тенью остается длинная голубая полоса распыляемой из баллончика краски. В противоположную сторону по кривой линии уходит кот, а между ними приземлилась черная птица.

Пройти немного дальше - до виа Санта-Лучия и налево по виа Акуилея,- и вот виколо дей Дотто и еще один черный человек. На этот раз он изобразил шестицветную радугу (недостает последнего - фиолетового), по которой гуляет кот. Сам герой наклонился к ее основанию и, видимо, наносит кисточкой последние штрихи.

В третий раз «тень Кенни Рандома» появляется в другой части города - недалеко от Падуанского университета на виа Весковадо. Чтобы не пройти мимо, нужно двигаться из центра в сторону университета не по самой улице, а по портику - навстречу вылетят десятки разноцветных бабочек из шляпы черного человека.

Конечно, гораздо интереснее обнаруживать новые и новые работы уличного художника, блуждая по городу, не зная, за каким углом будет ждать долговязая тень в смешной шляпе, рисующая удивленного жирафа, или тянущая за собой на ниточке, как воздушный шар, огромного разноцветного червяка, или оседлавшая пеструю птицу... Так что раскрывать все секреты Кенни Рандома было бы непростительно.

Другая жизнь Рандома

В отличие от Бэнкси, человек под псевдонимом Кенни Рандом не скрывается от общественности, хотя и не любит рассказывать о себе. «За меня говорят мои рисунки, а не лицо», - отмахивается он.

Настоящее имя уличного художника Андреа Коппо, и его история не менее интересна. Во второй половине 90-х он зарабатывал на хлеб уличными представлениями в Лондоне, а еще раньше - путешествовал по Америке. Там, во Флориде, он впервые заработал как художник.

«Я катился с одного тротуара на другой на своем скейте, когда заметил на вывеске логотип одного магазина, торговавшего досками для виндсерфинга,- он был ужасен. Прямо там я набросал в блокноте свой вариант и предложил владелице. Она переводила недоумевающий взгляд с меня на рисунок и, наконец, спросила, сколько это будет стоить. Цена показалась ей слишком высокой, и я ушел. Правда, через минуту она догнала меня и предложила сотрудничать»,- рассказал Коппо в одном интервью.

А как только Андреа вернулся в Италию, ему пришло приглашение в Майами - поработать художником для молодежной линии одежды Urban Pilgrim.

Со временем творчество Коппо-Рандома перенеслось - теперь уже официально - с городских стен на другие объекты: троллейбусы, сумки, шарфы, кофейные стаканчики... Вышла даже серия футболок с его лучшими рисунками. Удивительно, что администрация Падуи не сочла творчество уличного художника вандализмом (вы помните, что многие его рисунки сделаны в историческом центре?), а возвела в ранг достопримечательности, сделала своей гордостью. Даже в консервативной Италии есть место для современного искусства.

В период с 2000-го по 2011-й Андреа Коппо успел поработать еще с несколькими производителями одежды: Blunt, Sleep, Roces. К сожалению, в родных переулках новые творения появляются все реже.

Возвращение в Падую

Но в декабре 2011 года - Кенни Рандом вернулся в Падую, чтобы открыть выставку, приуроченную к выходу его книги-альбома Lies. Это сборник из более чем 400 работ: настенных рисунков, принтов, логотипов - в общем, всего, что сотворила рука художника.

Книга поделена на две части. Первая полностью посвящена «жизни» Кенни Рандома, воплощенного в черном человеке, на стенах Падуи. Во второй части собраны работы 2000-х годов: эскизы для дизайнерской одежды, наброски, уникальные работы.

Lies стала своего рода автобиографией уличного художника, которую он написал в единственной знакомой манере – через визуальные образы: от наполовину стершихся пятен краски из баллончика на сером камне до красочных профессиональных иллюстраций.

Возвращение Андреа Коппо в Падую дало надежду многим поклонникам его творчества, что скоро в коллекцию уже изрядно потрепанных временем рисунков добавятся свежие работы, и черный человек - в каком-нибудь новом, совершенно неожиданном образе - снова появится на городских стенах.