Общие выводы. Основная часть граждан не отрицает необходимость внесения взноса на капитальный ремонт, в целом положительно относится к самой идее аккумулирования средств на капитальный ремонт в длительной перспективе. Однако многие граждане, уполномоченные лица управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов озабочены уже проявляющимися проблемами, связанными непосредственно с формированием фондов и организацией капитального ремонта.
Основные претензии связаны со следующим:
нарушен порядок внесения сведений о многоквартирных домах в Региональную программу, особенно тех МКД, необходимость капремонта которых уже давно назрела, но в отношении которых сроки в Программе установлены в отдаленной перспективе. Такое положение, прежде всего, стало возможным в силу осознанных действий органов местного самоуправления;
условиями договора с Региональным оператором;
при формировании фонда на счете регоператора, направление Региональным оператором платежных квитанций на оплату взноса осуществляется без направления договора надлежащим порядком;
отсутствием договоров с лицами, предъявляющими платежные квитанции на внесение взноса в обстоятельствах формирования фонда капремонта на специальных счетах. ТСЖ, ЖК, управляющие организации от своего имени направляют платежные квитанции в отсутствие договоров с собственниками при отсутствии установленных обязанностей, связанных с капремонтом, в договорах управления и уставах. Позиция уполномоченных лиц Управления Госжилстройтехинспекции по данному вопросу, строится на том, что в этом случае никаких договоров не требуется;
нарушение органами местного самоуправления положения части 6 ст.170 ЖК РФ о созыве органами МСУ общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Такие собрания органами МСУ нигде не инициировались и не проводились, тем не менее такими органами были приняты решения о формировании фонда в отношении таких домов на счете Регионального оператора. При таких обстоятельствах есть возможность признания незаконным таких решений органов местного самоуправления. В очередной раз местная власть проигнорировала требования жилищного законодательства, чем дала возможность оспаривания принятого решения;
отказ Правительства Пензенской области от учета установленных законом обязательств прежнего собственника МКД по проведению им капитального ремонта при установлении минимального размера взноса для собственников помещений таких МКД;
отказ от учета ранее внесенных взносов на капремонт органам местного самоуправления при установлении минимального размера взноса;
при установлении минимального размера взноса на капремонт отказ Правительства Пензенской области от учета принципа доступности минимального размера взноса для граждан. Установленный размер минимального взноса в отдельных муниципальных образованиях недоступен для граждан;
отсутствием дифференцированного подхода к установлению минимального размера взноса, в том числе для собственников помещений в новых МКД, домах с малыми сроками эксплуатации, домах с разной степенью благоустройства и т. п. Применение одинакового для всех минимального размера взноса, в то время, когда установление такого размера допускается с учетом дифференциации;
отказ Госжилстройтехинспекции и Регионального оператора Пензенской области от признания организаций, управляющих МКД, лицами, которые в силу договора управления (для УО) и Устава (для ТСЖ, ЖК) от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты;
отказ Регионального оператора от финансирования лиц, управляющих МКД, при осуществлении ими функций по контролю от имени собственников жилья выполнения работ по капитальному ремонту;
деление собственников жилых и нежилых помещений в МКД на разные категории лиц, которые обязаны вносить взнос на капитальный ремонт. По мнению уполномоченных лиц Управления Госжилстройтехинспекции в отношении собственников жилых помещений для внесения взноса на капремонт договор не требуется, а в отношении собственников нежилых помещений — такой договор требуется. Такая позиция основана, прежде всего, на позиции органов местного самоуправления, которые не оплачивают взнос за свои помещения исходя из этого формального признака;
установление органами местного самоуправления платы за наем жилого помещения равной взносу на капитальный ремонт и определяемой муниципальными образованиями без учета требований, предъявляемых к качеству и благоустройству помещения (письмо Генеральной прокуратуры в адрес Хованской Г.П. от 01.10.2014г. №3.23-23/1347).