За последние месяцы мне предъявляют плату за отопление по повышенному нормативу. Законно ли это?

30 января 2016, 12:23
Вопрос серьезный, поскольку вызван  массовыми действиями поставщиков тепловой энергии на нужды центрального отопления, а также исполнителями коммунальной услуги центрального отопления  (ТСЖ, ЖК, УО) по предъявлению платы по повышенным нормативам в обстоятельствах отсутствия общедомовых приборов учета (ОДПУ).  

Ответ на вопрос требует  разъяснения со ссылками да действующее законодательство.

Прежде всего, исходим из того, что предъявлять плату по повышенному нормативу может только исполнитель коммунальной услуги центрального отопления, т.е. лицо, которое предъявляет потребителю платежный документ на такую оплату. Ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять плату по повышенному нормативу управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, если они являются исполнителями этой коммунальной услуги.

Но главное в том, что  плату по повышенному нормативу можно применить только в обстоятельствах, когда многоквартирный дом не оснащен общедомовым прибором учета,  и в отношении такого дома не был составлен акт о  технической возможности установки прибора учета соответствующего вида. Это указано  в пункте 4 «Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».  

Данные «критерии» являются  Приложением №1 к  действующему Приказу Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N627.   В данном пункте указано, что  если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа, то техническая возможность установки ОДПУ имеется.  Это означает, что прежде чем применять повышенный норматив, следует провести обследование и установить отсутствие таких критериев, что и  зафиксировать в акте (Приложение №2 к «критериям»).  

Это очень важно, поскольку  данное  требование повсеместно нарушается исполнителями коммунальной услуги центрального отопления.

Для того чтобы определить законность предъявления платы по повышенному нормативу, следует запросить у исполнителя коммунальной услуги  копию акта о наличии технической возможности установки ОДПУ.

Следует иметь в  виду, что точки  зрения собственников жилья, управляющей организации и  ресурсоснабжающей организации могут отличаться.  С этим  мы уже столкнулись. Так, собственники жилья считают, что такой акт  не может быть составлен без их уполномоченного представителя. И они правы, поскольку представители собственников помещений в МКД вправе участвовать в таком обследовании. Ведь речь идет об общедолевой собственности именно собственников помещений в МКД и их будущих расчетах за услугу центрального отопления.

Ресурсоснабжающие организации вообще не должны участвовать в таком обследовании, поскольку среди лиц, которые вправе подписывать такой акт, РСО  вообще  не значится.  

Но особо следует обратить внимание на роль управляющей организации, в обязанности которой  входит инициирование составления такого акта. Необходимо получить ответ на вопрос: какая выгода управляющей организации от того, что она предъявляет плату  потребителям  по повышенному нормативу. Оказывается, что в условиях практической невозможности контроля  над расходованием средств управляющей организацией  (доказано на практике  в большинстве УО), в том числе и средств, получаемых от применения повышенных нормативов, управляющая организация получит от собственников жилья   ежемесячную в течение отопительного периода  дополнительную  плату.

Предполагаю, что интерес УО здесь непосредственный -  получить более средств на свой расчетный счет и использовать их так, как ей заблагорассудится. Они уже доказали как умеют пользоваться чужими средствами. Вопрос серьезный, поскольку вызван  массовыми действиями поставщиков тепловой энергии на нужды центрального отопления, а также исполнителями коммунальной услуги центрального отопления  (ТСЖ, ЖК, УО) по предъявлению платы по повышенным нормативам в обстоятельствах отсутствия общедомовых приборов учета (ОДПУ).  

Изменения разницы платы  между обычными и повышенными нормативами,  не являются  средствами управляющей организации. В  обстоятельствах отсутствия  требований законодательства  об особо учете таких дополнительных средств управляющая организация не будет их копить  и использовать по решению общего собрания собственников.  Ей нет никакого резона это делать.

В  этой связи Советы МКД должны проявить  бдительность по отношению к действиям управляющей организации, которая без участия  уполномоченных собственников жилья составила  акт  о наличии  технической возможности установки ОДПУ.  Вплоть до привлечения государственных надзорных органов, а также подачи судебных исков о незаконности составления такого акта, если он, по мнению собственников жилья, составлен с нарушениями действующего законодательства.

К сожалению, указанными выше «критериями»  не установлен особый порядок составления акта,  четко  не установлены  лица, которые  вправе проводить обследование на наличие (отсутствие) возможности  установки ОДПУ. Это дает  возможность недобросовестным управляющим организациям действовать по своему усмотрению  и, как оказывается, не в интересах собственников жилья.

Ресурсоснабжающим организациям тем более нет никакого резона  участвовать в составлении такого акта, поскольку установка ОДПУ, как правило, приводит к снижению платы за центральное отопление, а также при помощи такого ОДПУ можно регистрировать качественные параметры теплоносителя и использовать их в расчетах  исполнителя услуги с РСО.
Следует иметь в виду то, что при применении повышенного норматива  в соответствии с подпунктом у.1) пункта 31 действующих правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан направлять   денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Это означает, что  такие дополнительные  средства  остаются именно у управляющей организации  и не передаются ресурсоснабжающим организациям. Ведь РСО, в отличие от собственников жилья и управляющих организаций,  в силу действующего законодательства не обязаны реализовывать мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Тем не менее, как показало публичное  обсуждение  данного вопроса на «круглом столе» в Правительстве области  в январе этого года, именно ресурсоснабжающие организации предъявляют плату  управляющим организациям  за свою тепловую энергию с применением повышающих коэффициентов (повышенных нормативов). Именно по этой причине    многие управляющие организации, чтобы не попасть в должники РСО, вынуждены предъявлять повышенную плату потребителям за отопление. Другого объяснения массового применения исполнителями повышенного норматива нет.

Отсюда возникает вопрос - по какой причине управляющие организации не отстаивают интересы собственников жилья, которые наняли их для  защиты их прав?

Что необходимо сделать, чтобы разобраться в законности предъявления платы по повышенному нормативу?

1. Запросить у управляющей организации основания для таких её действий, в том числе копию акта о наличии технической возможности по установке ОДПУ.

2. Если потребитель не удовлетворен ответами управляющей организации, то незамедлительно обратиться в Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области, а также Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Эти два государственных органа наделены полномочиями по контролю (надзору) за применением жилищного законодательства и, соответственно,  применению установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

3. Если потребитель не удовлетворен позицией управляющей организации и надзорных органов, то смело обращаться в суд по закону «О защите прав потребителей». Суд рассмотрит все обстоятельства законности предъявления платы по повышенному нормативу.

В связи с уже состоявшимся   массовым применением повышенных нормативов за услугу центрального отопления, а также возможным применением повышенных нормативов при предоставлении платы за другие  коммунальные услуги при отсутствии ОДПУ  и индивидуальных приборов учета, следует  дать разъяснение о  применении  основных законов и подзаконных актов, связанных с энергосбережением и энергетической  эффективностью  в многоквартирных домах. Это необходимо для того, чтобы понять природу установления и  законности применения повышающих коэффициентов.  Но это уже другая тема.

ВАШ ВЛАДИМИР ЛОЩИНИН.


    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ