Русского «Ворчуна» услышат и за океаном

26 ноября 2015, 19:53
После появления в Сирии ЗРС С-400 разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы.

Спираль войны в Сирии стремительно раскручивается. В ответ на уничтожение Турцией российского фронтового бомбардировщика Су-24М, Москва, по сообщению агентства РИА «Новости», всего через сутки после объявления, что развернет под Латакией новейшую зенитную ракетную систему С-400 «Триумф», осуществила свое намерение. На авиабазу Хмеймим С-400 (по классификации НАТО SA-21 Growler (рус. Ворчун) был доставлен военно-транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» из Подмосковья.

Полки с таким оружием у стен нашей столицы стоят всего в трех городах — в Электростали, Дмитрове и Звенигороде. Теперь один из них решено, получается, ослабить. Выходит, угроза российской авиационной группировке в Сирии признана более существенной, чем защита неба Москвы в данный момент.

Можно не сомневаться, что весьма решительный шаг военно-политического руководства РФ вызовет самую резкую политическую реакцию Запада. Американцы и раньше предупреждали, что переброска российского «Триумфа» в Сирию создаст принципиально новую ситуацию в этой стране. Ведь теперь из-под Латакии наши военные контролируют абсолютно все небо этой страны. Но не только. Под прицелом С-400 и едва ли не половина Турции, отношения с которой обостряются с каждой минутой. А еще — любой самолет коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами и якобы воюющей с ИГИЛ*.

То, что уже получилось, телеканал CNN еще накануне прокомментировал так: отныне только «Москва будет принимать решение, кому дозволено летать в небе над Сирией, независимо от того, чьи это будут самолеты — Турции или НАТО. А любая страна, решившая полетать в сирийском небе должна будет прежде получить зеленый свет от России». Для Запада это психологический шок и огромный военно-политический вызов, которого тот не знал с советских времен. И уже успел порядком подзабыть.

К опасениям CNN можно добавить и еще одно. Вернемся к ситуации со сбитым Су-24М. По утверждению турецкой стороны, он оказался в ее воздушном пространстве то ли на 9, то ли на 17 секунд. И через несколько секунд уже над Сирией с расстояния в несколько километров был уничтожен пущенной вдогон с F-16 ракетой AIM-120.

Теперь представим, что наша С-400 под Латакией уже готова к бою. До границы — со стартовой позиции существенно больше 100 километров, что для стрельбы такой ЗРС не препятствие. Допустим, на этот раз турецкий летчик ошибся и на 17 секунд пересек роковую черту, но, осознав это или получив предупреждение своего руководителя полетов, резко развернулся и кинулся восвояси.

При таком обороте событий — немедленный старт российской зенитной ракеты из-под Латакии. Лететь ей все же подольше, чем той, что сошла из-под крыла F-16. Тем не менее, и по дальности, и по скорости турецкий самолет наша ракета настигнет. Только уже по ту сторону границы, над Турцией. Искореженные обломки машины и труп летчика немедленно будут предъявлены миру как доказательство немотивированной агрессии против мирной страны.

Как станет развиваться межгосударственный конфликт в этом случае?

Но С-400 — это еще не все. После трагедии с фронтовым бомбардировщиком, судя по сообщениям информированных источников, российское командование решило впредь подобные боевые машины с авиабазы Хмеймим без истребительного прикрытия в воздух не поднимать. Для этого численность многоцелевых истребителей в составе авиационной бригады оперативного назначения (так с недавних пор в документах Министерства обороны РФ именуется группа наших самолетов и вертолетов в Сирии) приказано резко увеличить.

Как сообщает газета «Коммерсант», в ближайшее время под Латакию из России будут переброшены дополнительно еще и 10−12 истребителей. В этом случае у нас в Сирии скоро окажется полтора десятка таких самолетов (пока в наличии всего четыре Су-30СМ). Фронтовых же бомбардировщиков Су-24М и Су-34 на авиабазе существенно больше — 24. Стало быть, и после пополнения бригады оперативного назначения истребителями, вылет каждого российского «бомбера» на задание прикрывать не планируется. Сопровождать станут лишь тех, кому предстоит работать по целям возле самой кромки турецко-сирийской границы. Из чего следует, что никто и не собирается прекращать полеты к этой самой кромке. Бандитов «Исламского государства» продолжат бить на каждом квадратном метре Сирии.

Однако одновременно Турция резко усиливает охрану своей южной воздушной границы. 25 ноября, на другой день после гибели Су-24М, турки провели самую масштабную в их истории операцию по контролю своих воздушных границ с Сирией с воздуха. В небо показательно были подняты одновременно 18 истребителей F-16. Возможно, среди них был и тот, что сбил российский бомбардировщик 24 ноября.

Таким образом, не исключена ситуация, что группы наших и турецких самолетов будут лететь параллельными курсами на расстоянии всего нескольких километров друг от друга. Учитывая скорости современных боевых самолетов — буквально крыло к крылу. При этом непрерывно облучая друг друга радиолокационными прицелами, и держа пальцы пилотов на кнопках пуска ракет «воздух-воздух». Любая навигационная ошибка с любой стороны при этом чревата просто кошмарными последствиями.

Впрочем, для начала мгновенного воздушного боя даже и государственную границу самолетам пересекать необязательно. Когда все решают секунды, достаточно, чтобы кому-то из летчиков лишь показалось, будто вероятный противник повел себя угрожающе. На такой дистанции уклониться от удара не удастся никому. Ведь дальность стрельбы ракетой AIM-120 американского производства, которую несут под крыльями турецкие F-16 и которой был сбит наш Су-24М, — до 50 километров. А каждый российский Су-30СМ вооружен шестью ракетами Р-77 (дальность пуска от 0,3 до 100 километров) и шестью ракетами ближнего боя Р-73 (дальность пуска от 0,3 до 40 километра).

Если российско-турецкое противостояние в Сирии действительно принимает столь сокрушительный оборот, самое время сравнить боевые потенциалы. Хотя бы в воздухе. У Турции — только F-16 порядка 250 машин. Из них 30 в модификации Block 50+. А это последний вариант F-16, превративший его в многоцелевой истребитель четвертого поколения. То есть — в истребитель уровня нашего Су-30СМ.

Против полутора десятков (и то — в перспективе!) российских истребителей на авиабазе Хмеймим — слишком много. Хоть с С-400, хоть без нее.

Продолжать усиливать базу? Но за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Тыловое снабжение уже и нынешней группировки в Сирии непосильным грузом легло на плечи российского ВМФ. «Сирийских экспресс» из больших десантных кораблей и срочно закупленных у той же Турции сухогрузов, экстренно переделанных во вспомогательные суда, захлебывался от усилий еще тогда, когда на базе Хмеймим стояло около трех десятков наших самолетов и вертолетов.

Вот тревожная статистика лишь за октябрь и лишь по большим десантным кораблям ВМФ РФ, снующим через пролив Босфор между Сирией и Новороссийском:

— БДК «Александр Отраковский» совершил четыре рейса;

— БДК «Королев» — четыре рейса;

— БДК «Цезарь Куников» — три рейса;

— БДК «Саратов» — три рейса;

— БДК «Николай Фильченков» — три рейса;

— БДК «Ямал» — два рейса;

— БДК «Новочеркасск» — два рейса;

— БДК «Азов» — два рейса;

Кроме этих кораблей на обеспечение воюющей группировки в октябре работали также килекторное судно Черноморского флота КИЛ-158, дважды смотавшееся в Сирию, военные транспорты «Двиница-50», «Яуза» и «Вологда-50», морские танкеры «Иван Бубнов», «Сергей Осипов», «Лена» и «Генрих Гасанов».

К этому действующему на пределе технических и человеческих возможностей конвейеру добавить нам, видимо, просто нечего. И если кто-то выйдет из строя, заменить тоже некем и нечем. Но ведь в октябре с авиабазы Хмеймим, повторяю, летали «только» около трех десятков боевых машин. В середине ноября, после уничтожения террористами российского пассажирского лайнера над Синаем, их стало 69. Если на днях прилетят еще 10−12 истребителей — общий состав авиационной бригады сосчитайте сами.

Надолго ли хватит ей боезапаса, топлива, продовольствия, запасных частей? И долго ли поэтому удастся «сирийскому экспрессу» и самолетам Военно-транспортной авиации поддерживать нынешний уровень боевого напряжения? Ответ знают только в российском Генштабе. Если знают.

Что можно было бы сделать для быстрой деэскалации в Сирии? Наверное — по взаимному согласию хотя бы немедленно объявить так называемую «бесполетную зону» вдоль линии и в непосредственной близости от турецко-сирийской границы. Только это именно то, что давно хочет Анкара. И именно то, о чем, судя по некоторым сообщениям, мечтают американцы.

Но ни Москва, ни Дамаск с «бесполетной зоной» хоть где-либо над Сирией согласиться не могут. Потому что иначе никогда не возьмут под контроль границу на земле. Без эффективной воздушной поддержки наших Воздушно-Космических сил наземное наступление верных Башару Асаду войск в приграничье тут же захлебнется. А ведь на некоторых участках им до Турции осталось с боями пройти всего-то около 50 километров.

А если Башар Асад не восстановит контроль над всей границей с Турцией, он не сможет пресечь поток оружия, наемников и денег, который непрерывно подпитывает боевиков ИГИЛ с сопредельной стороны. И гражданская война в Сирии обещает стать бесконечной.

Так что же — тупик? Полагаю, единственный выход — из рук генералов решение вопроса поскорее передать дипломатам. Если широкая антиреррористическая коалиция (не нынешняя, которая так нравится США, а другая — с обязательным участием России, Ирана, Ирака и законного руководства Сирии) не будет срочно сформирована, мир могут ожидать времена пострашнее Карибского кризиса. Тогда никому мало не покажется. Ни в Москве, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе. А в Анкаре — в первую очередь.

* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена

    Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС Автор - Сергей Ищенко
    Источник - http://svpressa.ru/
    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ