Основной темой совещания стала работа педагогов с учащимися и родителями, направленная на раннее выявление негативных проявлений в поведении детей.
Министр отметил, что сейчас у каждого класса есть социальный паспорт, в котором отражены все основные сведения — как построена работа с семьей, какие социальные категории семей присутствуют, где занимается ребенок и какие кружки и секции предпочитает.
Кроме того, по словам Александра Воронкова, в распоряжении школ есть дневники психолого-педагогических наблюдений, в них содержится информация о проблемных учениках, работа с которыми требует особого подхода.
Если с этими документами работают педагоги, то портфолио — это инструмент работы ученика. В нем ребята отражают свои увлечения, ставят планы, отмечают успехи и результаты работы.
«В портфолио должны отражаться те достижения и успехи учащегося, которые он сам считает значимыми», - отметил министр.
В дополнение к этим педагогическим инструментам у педагогов появился еще один, призванный на ранней стадии выявлять проблемные точки в воспитании детей — лист индивидуальных поведенческих рисков ребенка.
«Помимо тех документов, которые ведутся сейчас, мы предлагаем ввести лист индивидуальных поведенческих рисков ребенка. Этот лист разработан с участием психологов, социальных педагогов, ученых», - уточнил Александр Воронков.
Классный руководитель, видя риски в поведении ребенка, будет отмечать их, обсуждать с родителями, искать пути решения сложившейся ситуации или проблемы.
«Например, ребенок замкнут. Может быть у него есть какая-то психологическая травма? Может с ним что-то происходит?» - привел пример руководитель ведомства. В качестве показательной он привел ситуацию, когда жизнь ребенка закончилась суицидом. До этого ребенок был замкнут и одинок, но должного внимания на это не обратили ни родители, ни педагоги.
Педагогам предстоит отметить как ребенок ведет себя в коллективе, активен ли он на уроках и во внеурочной деятельности, как у него складываются отношения с окружающими. Министр подчеркнул, что нужно отходить от формализма и ответственно подходить к этой работе.
Особо Александр Воронков отметил работу педагогов с информацией в социальных сетях. «Обращаю внимание на то, чтобы классный руководитель умел работать с информацией в социальных сетях. Сейчас очень много важного можно почерпнуть из того, чем в них интересуется ребенок», - заявил Воронков.
Подводя итоги, министр призвал коллег быть честными перед сами собой, индивидуально работать с каждым ребенком и его родителями, оперативно реагировать на все негативные изменения в поведении учеников. Тогда и многих трагедий удастся избежать.