Игорь Юргенс. Как профсоюзный деятель помог развитию рыночной экономики России и борьбе с коррупцией

20 мая 2018, 08:54
ОСАГО в его нынешнем виде пришло в Россию пятнадцать лет назад. Почти жизнь поколения. Несмотря на острую критику, которой сейчас подвергаются конкретные детали реализации этого проекта – бывает что и заслуженно, современные автомобилисты уже давно выкинули из головы реалии 1990-х. Все эти "разборки на дорогах" когда за случайно поцарапанную чужую машину можно было буквально сыграть в лотерею. Когда, периодически, столкновения на дорогах продолжались в виде крышно-понятийных столкновений, а "продавцы полосатых палочек" стали стабильными героями анекдотов про коррупцию.

Было и ушло. Схлынула мутная пена, поднявшаяся во время начального периода реформ. И сейчас мы обаружили себя в цивилизованной стране. Где конфликты имущественного характера решаются по регламентированной процедуре специально обученными людьми. Где вопрос о вымогательстве взятки сотрудниками дорожной полиции с каждым годом стоит всё меньше. Где…

Но, конечно, мы и сами видим все это. Но ведь были люди, которые активно продвигали эту реформы, которые помогли ей состояться, потратив годы своей работы и жизни на то, чтобы улучшить жизнь всего общества.

В 2018ом году не лишним будет напомнить о тех людях, которые сыграли достаточно ключевую роль в разработки и внедрении этого проекта на общегосударственном уровне.

В тех, кого называют…"отраслевыми лоббистами".

Биография Игоря Юрьевича Юргенса с первого взгляда кажется парадоксальной.
Родившийся в семье советского профсоюзного деятеля, Юргенс сам пошёл по его стопам, начав свою карьеру в профсоюзных структурах и, после периода работы в ЮНЕСКО, - опять занимался профсоюзной деятельностью вплоть до самого конца СССР.

Новые времена – вроде бы новый поворот жизни. Уже к концу 1990ых Юргенс присутствует в РСПП и защищает не интересы трудящихся, а интересы предпринимателей.

Однако, парадоксом эта эволюция кажется только на первый взгляд.
На самом то деле, более внимательный анализ биографии героя статьи показывает, что вектор его работы всё время оставался одним и тем же, и в тот же страховой бизнес Юргенс попал именно "по профсоюзной линии". Через страховую компанию, связанную с профсоюзами, Юргенс вышел на контакт с большим бизнесом.

Именно в середине 1990-х были установлены те деловые связи, которые впоследствии сформировали актуальную для Юргенса повестку дня. В то время, когда Игорь Юрьевич состоял в руководстве Всеобщей Конфедерации профсоюзов, был запущен такой обоюдоинтересный как для "буржуев", так и для трудящихся проект, как «Международная страховая компания профсоюзов „Меско“. Оказалось, что защита прав трудящихся может быть вполне интересным для финансовых структур бизнесом. Собственно говоря, именно в 1995-97 годах и сформировалась новая линия действий, которая, несколько позже, в начале 2000-х и привела Юргенса и ряд его коллег к фактическому созданию системы ОСАГО в России.

В период подготовки и сразу после первых президентских выборов в России, проходивших по новой Конституции старые коалиции разрушались, а новые – создавались. Стало очевидно, что старые представления об обществе, включающие в себя прямую оппозицию – "трудящиеся против капиталистов" совершенно не отвечают требованиям нового времени. Именно тогда, по собственному признанию Юргенса, в интервью, данном газете "Трибуна", он по-новому взглянул на те вопросы, которыми традиционно занимался. Личное знакомство с рядом влиятельных финансистов, состоявшееся в 1996-97 гг. – Андреем Костиным (ВЭБ), Андреем Казьминым (Сбербанк), владельцами ряда влиятельных в те годы коммерческих банков позволило ему понять, как привлечь необходимое фондирование, где найти кадры и, главное – осознать, что вроде бы чисто капиталистическая деятельность по продаже страховых продуктов на самом деле вполне гармонично сочетается с повседневной работой профсоюзов. Советские "кассы взаимопомощи" в новых условиях не работали. Их роль взяли на себя страховщики.

Именно в период второго президентства Ельцина и был заложен фундамент в ту реформу страхового рынка, которая и привела, в конечном итоге, к появлению в России ОСАГО.

Мало кто помнит и понимает сейчас, что внешне непопулярная мера, на самом деле была разработана и пролоббирована не буржуями-капиталистами, желающими ограбить трудящихся, а именно профсоюзными структурами, добивавшимися эффективной защиты автовладельцев от произвола и взяток ГАИ, ресурсоёмких и крайне утомительных судебных разбирательств и, чего уж греха таить – от ставших частью определённого дискурса бандитских и квазибандитских претензий от одних участников автоаварий к другим.

От защиты интересов наемных работников к защите интересов всех граждан-автовладельцев – переход был вполне закономерен, в новых условиях, очень успешен.

Именно в рамках этого совместного проекта профсоюзов и бизнеса Юргенс и вошёл в руководство РСПП.

Дальнейшие действия Игорья Юрьевича на этом посту были и успешны и вполне логичны. Подготовленный проект прошёл через законодателей и начал внедряться в жизнь.

Вполне логично и разумно то, что именно фактический автор и идеолог реформы страхования ответственности все эти годы и "присматривал" со стороны страховщиков за тем, как развивается эта история. 

Пост президента Российского союза автостраховщиков был получен не за номенклатурные "заслуги", а за реальную, серьёзную работу по сопровождению проекта ОСАГО.

Сейчас, в 2018-м году, в совершенно изменившейся за эти пятнадцать лет экономических условиях, многим легко распространять неправдивые и несправедливые претензии в адрес страховых компаний, якобы зарабатывающих на обязательной страховке запредельные барыши. Увы, практика показала, что без постоянной ребалансировки финансовых условий проекта он выглядит скорее мерой "социальной поддержки" автовладельцев, чем бизнесом для страховых компаний. Но бизнес не может постоянно финансировать социальную сферу, его задача – зарабатывать деньги.

Тем, кто сейчас критикует страховщиков и лично Юргенса было бы вполне логично задать вопрос о том, что предлагается на замену проекту, который сейчас по всем параметрам убыточен для бизнеса.

Совсем ничего? Но это полностью нелепо. Продавать ОСАГО в убыток? Страховые компании выйдут из этого бизнеса и им невозможно будет навязать заведомо убыточные занятия.

Нам кажется, что именно в 2018-м году опыт и знания Игоря Юрьевича должны быть особенно востребованы государством и обществом в деле дальнейшей реформы обязательного страхования. Компетенции ЦБ как мегарегулятора велики, но без сотрудничества с потребителями и бизнесом они совершенно недостаточны.

Протянет ли Центробанк руку автовладельцам и страховщикам?

 

    Фото: uznayvse.ru
    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ