Бизнес сообщество и надзор. Пензенский прокурор Наталья Канцерова о том, как удается достигать компромиссы - эксклюзивное интервью

19 October 2020, 12:57
Пензенская прокуратура, ведомая прокурором Натальей Канцеровой, в последние годы стала одним из самых влиятельных игроков публичных коммуникаций региона по линии власть - общество, четко и недвусмысленно, главное - строго в рамках законов, расставляя надзорные акценты в непростых и многогранных сферах своей юрисдикции, что, несомненно, радует и... гасит нарастающие процессы турбуленции, обусловленные непростыми вызовами, в которых оказывается Россия и Пензенский регион, как ее часть. Факт, но надзор в Пензе виден, ощутим и он реально и эффективно работает, с ним считаются.

Защита интересов предпринимателей в непростое "ковидное" время и фоновое нарастание экономической депрессии, ему сопутствующей, сегодня как никогда в поле зрения надзора, ведь с одной стороны прокуратура обязана неукоснительно стоять на страже интересов закона в непростой сфере экономической защиты государства, однако с другой - не добить чрезмерным рвением и санкциями бизнес, который итак преодолевает громадные трудности текущего периода.

Как сосуществуют два влиятельных и системообразующих игрока российского пространства - в эксклюзивном экспресс-интервью от Натальи Канцеровой, прокурора Пензенской области, брутального генерала, влиятельного игрока регионального социально-политического пространства и просто... миловидной и обаятельной женщины.

Какие задачи стоят перед органами прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей и какие полномочия предоставлены для их решения?

В нашем поле зрения находятся все сферы, где пресекаются власть и бизнес. Выстроенная система надзора позволяет эффективно решать задачи по предупреждению и пресечению нарушений прав предпринимателей, их реальному восстановлению, обеспечению неотвратимости наказания за допущенные нарушений. 
Отдельный акцент нами делается на обеспечении законности нормативно-правовых актов. Под постоянным контролем находится работа надзорных органов, вопросы своевременной оплаты исполненных контрактов, оказания государственной и муниципальной поддержки, перевода публичных услуг в электронный вид, соблюдения процедуры их предоставления. 
Для решения стоящих перед органами прокуратуры задач мы наделены широким полномочиями по опротестованию незаконных правовых актов, корректировке практики органов путем внесения представлений, инициированию процедуры привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Каким образом органы прокуратуры участвуют в формировании нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимоотношения бизнеса и власти? 

Президентом Российской Федерации не раз отмечалось, что в каждом регионе страны базовые сервисы для бизнеса должны в полной мере соответствовать требованиям федерального законодательства.

Поскольку одним из основных факторов негативного влияния на условия ведения хозяйственной деятельности является низкое качество нормотворчества, нами уделяется повышенное внимание вопросам постоянного совершенствования нормативного регулирования.  

При этом используется весь спектр имеющихся полномочий: предложения в планы нормотворческой деятельности, реализация правотворческих инициатив, разработка модельных актов и т.д.

В первом полугодии текущего года нами изучено 153 проекта региональных актов, непосредственно затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности, на 41 из них направлены отрицательные заключения, которые учтены при принятии НПА.

В связи с изменениями федерального законодательства опротестовано 450 актов.

Крайне важна для бизнеса возможность оперативного получения государственных и муниципальных услуг, прохождения лицензионно-разрешительных процедур. Что органами прокуратуры делается на этом направлении?

Значительный объем работы проделан нами в прошедшем году. Одним из результатов принятых нами мер стала реализация возможности получения 62 государственных и 27 типовых муниципальных услуг посредством Регионального интернет-портала. 

Мы добились того, что уполномоченные органы пересмотрели подход к ведению реестров услуг в электронной форме. Это позволило обеспечить право заявителей на получение наиболее полной, актуальной и достоверной информации в сети «Интернет» без необходимости очного обращения.

Однако это, по сути, лишь создание условий для реализации предпринимателями своих прав. Не менее значимым является исполнение государственными и муниципальными служащими требований законодательства. И здесь, как показывает практика прокурорского надзора, ситуация все еще неблагополучна.

Нарушения при организации процесса предоставления услуг выявлены в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве экономики, Министерстве труда, социальной защиты и демографии, Госжилстройтехинспекции, органах местного самоуправления. По представлениям прокуратуры в деятельность органов внесены коррективы, виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

В текущем году предприниматели из-за пандемии столкнулись с серьезными испытаниями. В таких условиях любая проверка со стороны контролирующих органов несет в себе удвоенную нагрузку. Каким образом были изменены подходы к организации контрольно-надзорной деятельности?

Органы прокуратуры наделены широкими полномочиями по согласованию внеплановых проверочных мероприятий и формированию сводного плана проверок, нам отведена центральная роль в регулировании контрольно-надзорной деятельности.

В апреле-мае текущего года совместно с контролирующими органами проведена масштабная работа по корректировке планов проверок на 2020 год. В результате чего исключено 1 435 плановых проверок. 

При рассмотрении в сентябре проектов планов органов контроля на 2021 год исключено 205 проверок, не подлежащих проведению.

В связи с изменениями законодательства до конца года практически все внеплановые проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры. Реализуя эти полномочия, нами предупреждено более 600 незаконных проверок.

При этом на все факты нарушений следовала принципиальная реакция. За проведение проверок в отсутствие законных оснований к административной ответственности привлечено 4 должностных лица Управления Россельхознадзора, Управления Роскомнадзора, ГИТ в Пензенской области и администрации р. п. Сосновоборск, еще 2 дела находятся на рассмотрении. Результаты 6 проверок признаны недействительными.

В условиях пандемии бизнес нуждается также в дополнительной финансовой поддержке со стороны государства. Насколько развит данный институт в Пензенской области и какие меры дополнительно были приняты в текущем году?

Несмотря на то, что Пензенская область относится к числу дотационных регионов, в 2020 году почти в 2 раза увеличен объем региональных средств, направленных на цели развития инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства, а в целом на поддержку бизнеса выделено более 3 млрд руб.

Реализуется 4 национальных проекта, направленных на развитие экономики.

Детальная и оперативная проработка региональных правовых актов обеспечила возможность получения хозяйствующими субъектами в условиях пандемии дополнительной финансовой помощи из регионального бюджета на сумму 157 млн руб.

Значительная поддержка бизнеса оказывается напрямую из федерального бюджета.

С учетом больших объемов средств, направляемых на эти цели, наши усилия сосредоточены на обеспечении доступности и прозрачности процедуры их получения.

К сожалению, по результатам проверок, проведенных в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве экономики, Министерстве труда, социальной защиты и демографии, налоговых инспекциях, приходится констатировать, что установленные требования должностными лицами соблюдаются не всегда.

Только после прокурорского вмешательства в работу ведомств внесены необходимые коррективы.

Вопиющим является факт, когда в результате преступных действий руководства регионального Министерства сельского хозяйства более 32 млн руб. были перечислены хозяйствующим субъектам, которые заведомо не соответствовали критериям отбора. И это при том, что у Министерства имелась задолженность перед 32 хозяйствующими субъектами в размере более 165 млн руб.

В настоящее время ущерб, причиненный преступлением возмещен, финансовые ресурсы будут направлены добросовестным предпринимателям.

Еще один важный вопрос для бизнеса – гарантия получения оплаты из бюджета за выполненные по контракту работы, оказанные услуги, поставленные товары. Какова ситуация в этой сфере?

Реализуя поручение Генерального прокурора Российской Федерации Краснова И.В., в тесном взаимодействии с Губернатором Пензенской области по итогам первого полугодия текущего года нам удалось добиться полного погашения задолженности перед хозяйствующими субъектами по оплате исполненных контрактов, возникшей за счет бюджетных средств.

Всего в результате прокурорского вмешательства погашено более 400 млн руб. долгов. 

Работа на данном направлении продолжена и во втором полугодии. Нами постоянно ведется реестр заключенных контрактов, что позволяет оперативно отслеживать ситуацию по оплате каждого из них, предупреждая нарушения сроков и жестко реагируя на факты их несоблюдения.

А каким образом осуществляется взаимодействие между прокуратурой и предпринимателями?

Основополагающим принципом нашей работы является открытый формат общения. Налажено конструктивное взаимодействие с общественными объединениями, Уполномоченным по защите прав предпринимателей. 

Для предпринимателей организована прямая линия прокурора области, все поступающие на специально созданный электронный адрес обращения докладываются мне.

Еженедельно руководством прокуратуры области проводятся личные приемы.

Формы коммуникации постоянно совершенствуются.

В условиях пандемии организовано 4 «горячих линии», в мае на базе Пензенской торгово-промышленной палаты в формате дистанционного общения мною проведена встреча с предпринимателями по волнующим их проблемам, в июне уже очно совместно с ПРО «Опора России», хозяйствующими субъектами и территориальным подразделением Банка России обсуждены вопросы льготного кредитования.

В октябре состоялась тематическая конференция с участием первого вице-президента «Опоры России» и генерального директора АНО «Платформа «Забизнес.РФ». Вместе с генеральным директором АНО «Платформа» проведен личный прием представителей бизнеса.

Такой подход дает возможность получать информацию «из первых рук» и оперативно решать возникающие проблемы.

Много внимания уделяется повышению правовой грамотности предпринимателей. 

Только общими усилиями мы можем обеспечить неукоснительное соблюдение всех требований закона.

Бюро The Penza Post благодарит Наталью Евгеньевну за содержательный разговор по актуальной теме.


    Социальные комментарии Cackle
    Опрос
    Как Вы оцениваете возврат экс-подсудимого Валерия Савина во власть?

     Несомненное благо. Государственник и гений менеджмента там и должен быть
     Победа бочкаревской мафии, плевок в Белозерцева и начало конца власти

    Дайджест СМИ