НАЧАЛО ТЕМЫ: «Обыкновенный фашизм»: Освенцим. Когда видоискателю фотокамеры мешают слезы...
Молодой начинающий фотограф в польском Катовице был схвачен в 1940-м и брошен в тюрьму после того, как он отказался принять присягу Гитлера. Затем - Освенцим, где его хороший немецкий и способность качественно фотографировать сделали его документалистом преступлений Третьего Рейха.
Смерть или работа за похлебку.. Вильгельм выбрал второе..
Сегодня благодаря этому мир видит злодеяния фашизма в фотодокументах, которые десятками тысяч проходили через его проявочные емкости - в 1945, на пороге освобождения лагеря и его узников Советской Армией, он не сжег по приказу гитлеровцев фотоархивы, а лишь сделал вид этого, залив горящие ящики водой.
Уже в мирное время Брассе пытался вернуться к своей прежней профессии, хотел опять делать портретные снимки в фотоателье любимой им Польши, однако фотографировать больше не смог. Брассе признавался, что каждый раз, когда он смотрел в видоискатель, перед его глазами возникали картины прошлого – еврейские девушки, приговоренные к мучительной смерти.
Вильгельм Брассе умер в 1994 году в Польше, с его смертью ушли в могилу тяжелые воспоминания, но благодаря сохраненным им архивам мир узнал все о том, что творилось двуногими нелюдями в Освенциме.
Летом 2018 года фотосвидетельства Брассе увидели и журналисты Бюро The Penza Post, посетив мемориал.
Испуганное лицо девочки-полячки с кровоподтеком на губе - Чеславы Квоки, которая скончалась вскоре после фотосъемки в результате смертельного укола в сердце, сделанного ей лагерным врачом на глазах у Брассе, облетело весь мир, как и другие страшные фотографии детей и женщин, обреченных на смерть. Однако мало кто знал, что все эти фотодокументы были сделаны и сохранены юношей - начинающим фотографом из польского Катовице...
Люди в очереди стояли несколько часов под палящим солнцем знойного польского лета, чтобы войти туда, что не так давно было ужасом для миллионов.
Казалось, все вокруг пропитано всполохами душ невинно сожженных и убиенных в Освенциме.
Особенно нам запомнился стоящий седовласый пожилой человек в полумраке печей, где сжигали заключенных.
Редкие волосы свисали в беспорядке, лицо - в морщинах скорби.
На стене помещения с печами - крематории, написано на иврите, польском и английском: пожалуйста, поддерживайте тишину в строении, где эсэсовцы уничтожили тысячи людей, не забывайте их страдания и чтите память о них...
А чуть сбоку на небольшой дощечке - надпись помельче - "пожалуйста, не используйте вспышки при фотосъемках, это потревожит души умерших", с изображением свечи, перечеркнутой красным крестиком.
Мы начали фотографировать печи крематория, однако черные от копоти стены не отражали никакой свет в полумраке и фотографии едва ли получались качественными..
Седовласый старик, увидев, что мы намерены воспользоваться вспышкой, что бы сделать хотя бы пару HD-кадров для печати, остерег нас на ломаном английском - "господа, здесь же написано, уважайте души убиенных, они погибли за нас всех... Нельзя снимать со светом".
- Простите, сэр, мы хотим еще и еще, и еще... раз рассказать об этом всем миру, мы русские журналисты, как рассказать, если не показать все это?
- Я вас прошу...
Незнакомец, ссутулившись, вышел из крематория. А нам пришлось нарушить его просьбу для того, чтобы вы видели все это...
Прости нас, старик...
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: «Обыкновенный фашизм»: Освенцим. Когда видоискателю фотокамеры мешают слезы...