Ответ на вопрос, из чьего кошелька «АРЦИС» и «Пензаплат» извлекают 2,6% маржи и законно ли это - даст УМВД

14 ноября 2017, 06:00
В витиеватых конструкциях оплаты школьного питания посредством неких структур-прокладок, вставших между кошельками родителей и комбинатами питания, появляются новые информационные подробности, могущие пролить свет на происходящее "весом" почти 3 000 000 рублей некоей маржи, ежемесячно получаемой организаторами странного действа по линии "кошелек родителя - тарелка супа и котлета".

 

НАЧАЛО ТЕМЫ: «Бесплатный» ПензаПлат и Со обходятся родителям школьников почти в 3 000 000 рублей в месяц? - договор

 

 

Как это работает сегодня?

Как все мы помним, реализация проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в общеобразовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» началась в 2013 году в качестве пилотного проекта на основании постановления администрации города Пензы от 06.08.2013 № 863. 

Напомним, что в схеме бенефициаров структур - "архитекторов" Системы числится дочь приснопамятного губернатора Наталья Бочкарева.

Указанным постановлением МУП «АРЦИС» было назначено специализированным оператором Системы.

В 2015 году согласно постановлению администрации города Пензы от 31.03.2015 № 417 стадия работы Системы в пилотном варианте была закончена, руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждений города Пензы Юрием Голодяевым и мэрией было настойчиво рекомендовано школам использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).

Отказаться от Системы родителям было нельзя, как им было сказано, и она стала работать в 53 школах Пензы, работая вплоть до сего дня.

Согласно условиям публичной оферты, которую принимают родители учащихся, МУП и Со в течение всего срока действия договора предоставляют пользователям базовый (бесплатный) пакет услуг, который включает в себя:

Бесплатно - первоначальный выпуск Карты;
Бесплатно - доступ к автоматизированной системе оплаты и учета школьного питания с использованием Карты в общеобразовательном учреждении (далее - ОУ);
Бесплатно - доступ в Личный кабинет на сайте эл-школа.рф для просмотра общей информации по Лицевому счету Карты (остаток денежных средств);
Беспроцентное (бесплатное) пополнение Лицевого счета Карты в платежных терминалах, установленных в ОУ.

Однако с 01.04.2015 услуги по школьному питанию (процессингу), по данным прокуратуры, оказываются на возмездной основе по тарифу, установленному постановлением администрации г. Пензы № 953 от 13.08.2014 - в размере 2,6% от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора, которые делятся:

1,25% - оплата услуг по поставке оборудования, программного обеспечения и внедрения системы;

0,8% - оплата услуг платежному субагенту (ООО "Пензаплат") за осуществление деятельности по приему денежных средств;

0,55% - оплата процессинговых услуг и услуг по сопровождению Оператору системы (по затратам МУП «АРЦИС»).

Таким образом, в состав тарифа уже включена, как видим, изначально оплата услуг платежному субагенту - ООО "Пензаплат" за осуществление деятельности по приему денежных средств еще на старте проекта в 2015 году. Равно как и включена оплата МУП "АРЦИС" - бесплатность оферты не соблюдена...

Знают ли родители об этом?

Посчитает абсолютные цифры указанной "бесплатности", дающие возможность оценить ликвидность частного бизнеса имени "звонких" фамилий в реальной валюте - рублях.

По данным Минобра, картами ООО "Пензаплат" в Пензе пользуются 40 000 детей, всего в 53 школах.

На сегодняшний день завтрак в школе стоит 50 рублей, обед - 70 рублей. Если ребенок и завтракает, и обедает, его мама перечисляет через платежный автомат в школе 120 рублей в день. 

Умножаем это на количество питающихся школьников - 120*40 000 = 4 800 000 рублей оборота в день со всего города (заметим, реально эти цифры будут ниже, так как не все дети питаются дважды).

Комиссия в 2,6%, извлекаемая платежным субагентом, заложенная в процессинг Постановлением мэрии, составляет 124 800 рублей в день. 

Прикинем примерно, сколько это в учебный месяц, из расчета шестидневки обучения - 2 995 200 рублей. Напомним - суммы при охвате детей двухразовым питанием.

Таким образом, при охвате каждого школьника двухразовым питанием маржа платежного субагента и оператора составляет почти 3 млн. рублей в месяц - именно такая сумма денег, получается, особо неафишируемо извлекается из карманов пап и мам детей в ходе процессинга школьного питания, если верить Постановлению мэрии Пензы? Или мэрия сама платит "АРЦИСу" эти 3 000 000 в месяц? В чем истина?

Исполнителями услуг по организации питания в образовательных учреждениях являются 6 структур - ООО «Титан - 2001», ООО «Детское питание», ООО «Школьник», ООО «Комбинат школьного питания», индивидуальный предприниматель Денисова Т.А. и индивидуальный предприниматель Кузнецова Л.Б.

Согласно заключенным между ними и образовательными учреждениями договорам исполнители услуг обязаны (!) присоединиться к «электронной школе», по данным прокуроров.

В свою очередь МУП «АРЦИС» с юридическими лицами, оказывающими услуги по организации питания (поставщик), в 2014 году заключены договоры на оказание процессинговых услуг, по условиям которых  поставщик поручает, а оператор принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет поставщика прием от физических лиц (плательщиков) платежей в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах в Системе для последующих расчетов за услуги питания. 

Таким образом, в настоящее время МУП «АРЦИС» не исполняются условия договоров, заключенных со школами в части обеспечения беспроцентного пополнения Лицевого счета Карты в платежных терминалах, установленных в школах.

Занятно, но в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до настоящего времени ни одной из образовательных организаций не принято мер к понуждению МУП исполнить свои обязательства.

Что здесь не так?

Во всей истории школьного питания не так лишь одно - с момента запуска Системы при декларировании в Публичных договорах ее бесплатности для получателей услуги, услуга, как видим - платная, "весом" 2,6% от объема платежей в пользу Комбинатов питания через платежного субагента - ООО "Пензаплат".

Данных о том, кто кроме родителей учеников тянет бремя указанных 2,6% у Бюро The Penza Post на момент публикации нет.

Кроме того, назначение МУП «АРЦИС» специализированным оператором автоматизированной системы, без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры безналичных расчетов и предоставления права их обслуживания неограниченному кругу лиц, привело к отсутствию у лиц, осуществляющих оказание услуги по организации питания в образовательных учреждениях, права выбора хозяйствующих субъектов, которые могли бы оказывать процессинговые услуги, тем самым лишило потенциальных исполнителей данных услуг равных условий выхода на соответствующий товарный рынок, а МУП «АРЦИС» поставило в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичный вид деятельности, обеспечив ему более выгодные условия деятельности на рынке услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в географических границах города Пензы.

В действиях МУП «АРЦИС», образовательных организаций г. Пензы, ООО «Пензенский платежный центр», администрации г. Пензы усматриваются признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашений, которые создают для МУП «АРЦИС» и ООО «Пензенский платежный центр» преимущественные условия осуществления деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и приводит к недопущению конкуренции, ограничению доступа на товарный рынок иным организациям на рынок услуг по внедрению и сопровождению системы электронных безналичных расчетов при оплате школьного питания обучающихся в городе Пензе.

В чем же "криминал", если он здесь есть?

Правоведы склонны считать, что если некий промежуточный инструмент-прокладка работает по договорам, принудительно навязанной, как получается, сторонам незаконной услуги в бесконкурентном режиме, предполагающем бесплатность (беспроцентность) всего происходящего действа для пользователей Системы, то получение платежей с пользователей Системы, как видно - негласно от них самих, как многие считают, в виде маржи почти под 3 000 000 рублей в месяц, подпадает под квалификацию статьи 159 УК РФ "Мошенничество" - то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. 

А посему Бюро The Penza Post обратилось с соответствующим заявлением в полицию, которое уже принято к производству в рамках соответствующего КУСП № 6726 - платить ловкачам почему-то не хочется...

По имеющимся в Бюро данным, куратором АО "Электронное правительство" (структурой, аффилированной с проектом ООО "Пензаплат", генеральный директор Олег Звонов) в Пензе является Первый Заместитель Председателя Правительства Пензенской области Андрей Кулинцев. Ждем ответа от куратора своего хозяйства...

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Что связывает «бизнес-империю Звонова» с «собственностью пензенского Минздрава»?

 


    Дайджест СМИ