Без новизны. Эксперты о сохранении политического статус-кво в предвыборный год

04 января 2016, 20:42
«Свободная пресса -Поволжье» в новогодние каникулы пытается обрисовать контуры наступившего политического года — как для страны в целом, так и для поволжских регионов. Ведущие эксперты предполагают, что вектор гражданской активности большинства россиян в 2016 году будет развернут с внешней политики не внутреннюю. Это кажется справедливым — ситуация внутри страны далека от благополучной, партия «холодильника» всё чаще выигрывает у партии «телевизора»; серьезных улучшений в ближней экономической перспективе не просматривается. 

Словом, населению естественно обратиться к собственным усугубляющимся проблемам. Тем более, это год больших выборов; помимо парламентских, во многих субъектах, в том числе, в регионах ПФО, пройдут губернаторские и муниципальные выборы, равно как и кампании по выборам в региональные законодательные собрания.

Пока чаще на кухнях

Саратовский политолог Дмитрий Олейник согласен, что подобная тенденция — возвращение интереса к внутренней политике, будет связана прежде всего с выборами.

 — Многое будет зависеть от внешнеполитической ситуации, чем более она будет спокойной, тем больше внимания будет уделяться проблемам внутри страны, прежде всего экономическим. Это внимание будет дополнительно подогреваться оппозиционными партиями, которым надо мобилизовать своего избирателя накануне выборов. Напряжение будет расти весной и несколько снизится в летнее время, следующий пик возможен осенью по итогам выборов. Патриотическая риторика будет постепенно замещаться левой и касаться, прежде всего, снижения доходов и роста цен, — предполагает Олейник.

 — Крен интереса к внутренней политике уже очевиден, — констатирует Александр Тузов, политолог из Пензы. — Так как все большее количество россиян видит разрыв между реалиями текущей жизни и картинкой в «зомбоящике». Интересы просты — выживание в условиях резкого ухудшения качества жизни и «неудобные» вопросы властям всех уровней. Пока чаще на кухнях, почему это все именно так. Кто мешал развиваться стране рационально, вкладывать деньги в НИОКРы, новые производства и прочие базовые изыски индустриального мира, а не просто годами перераспределять национальные богатства, дарованные природой, среди узкого круга счастливчиков. К среднестатистическому жителю России приходит понимание чего-то неправильного, иррационального, и он все чаще поглядывает на госменеджмент, начиная осознавать, что в корабле есть рубка, в которой сидит рулевой… Россия ведь не изолирована информационно от всего мира, а массированные информационные удары пропаганды явно превысили индекс допустимости и стали обуславливать обратный эффект, нежели тот, на который рассчитывали идеологи из этой самой рубки.

Дымовые PR-завесы в виде искусственно актуализируемых фейков не могут работать вечно, поэтому проблема нарастает и приобретает признаки институциональной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это очевидные вещи и тенденции — заключает политолог.

Финансы и старые романсы

В материале «Латать бюджетные прорехи уже нечем» «СП» писала о тяжелой ситуации с региональными бюджетами на 2016 год. Важно отметить, что тяжелое финансовое положение регионов сложилось не одномоментно, и задолго до кризиса, благодаря политике распределения доходов, декларируемой федеральным центром с начала нулевых. Когда львиная доля налогов, собранных на определенной территории, уходит в Москву, а там перераспределяется далеко не самым справедливым для субъектов образом.

Аналогичная схема просматривается в бюджетных отношениях между крупными муниципалитетами и региональной власти. Некоторые эксперты даже называли сложившуюся систему «неоколониализмом», а ряд руководителей муниципалитетов объясняли невозможность развития острой финансовой недостаточностью. Сегодня выходом из объективно тупиковой для регионов ситуации выглядит новые, более справедливые правила распределения средств в цепочке «муниципалитеты — областные центры — федеральная казна», инициированные федеральным центром. Однако специалисты сомневаются в самой возможности межбюджетной реформы.

Александр Тузов: — Думаю, вряд ли. Нагрузка на регионы планомерно в условиях кризиса возрастает, будет увеличиваться количество регионов, нуждающихся в федеральной санации. А откуда Центру взять сегодня деньги, если из-за нефти и неэффективной экономики, никем не реконструируемой на фоне вчерашнего изобилия по 110 $ за бочку нефти, резервные госзакрома стремительно тают… Понятно откуда — собирать и перераспределять, нивелируя хоть как-то нарастающий кризис по принципу «лучше всем негусто, нежели отдельным совсем плохо».

В этом смысле — централизация — единственно верная здесь и сейчас парадигма выживания. Это плата за неэффективную систему госуправления на фоне многолетнего безбашенного «жирования». Прибавим сюда беспрецедентную коррупцию, с которой пока не удалось справиться, отнимающую те крохи денег, которые еще кем-то контролируются (например, есть мнение, что антикоррупционная оптимизация того же ЖКХ сохранит до 30% кошельков горожан, снизив кризисную нагрузку на домохозяйство), и падающую активность населения, разуверяющегося в прогрессе в принципе, этакую нарастающую социальную апатию на фоне вечной веры в светлое завтра в борьбе с фейками, маскирующими коллапс… Все это не мотивирует на рост экономики, очевидно.

А нет роста в регионах — нет смысла в изменении межбюджетной политики.

Программа импортозамещения пока системообразующей величиной не стала, оставаясь красивым пропагандистским трендом.

Дмитрий Олейник: Я не жду особых изменений в пользу регионов. Во-первых, падение цен на большинство товаров традиционного российского экспорта скорее всего сохранится, а значит федеральному центру придется изыскивать дополнительные средства на решение общегосударственных задач и повышение обороноспособности России. Во-вторых, списание долгов регионов вряд ли возможно, так как это ударит по банковской системе, прежде всего по двум крупнейшем банкам — Сбербанку и ВТБ, которые являются крупнейшими кредиторами регионах.

Делая непростой выбор, государство будет выбирать поддержку банковской системы, так как банковский кризис будет иметь гораздо более разрушительные последствия для экономики, чем банкротство регионов. Так что год для субъектов федерации будет тяжелым, особенно для тех, где в бюджете абсолютное большинство затрат составляют социальные расходы, так как секвестрировать их не получится, а средств на развитие как не было, так и не появится.

Бег на месте и наклоны влево

Мы также попросили наших экспертов спрогнозировать основные политические тенденции предвыборного сезона в регионах. Собеседники «СП» полагают, что несмотря на определенный карт-бланш для партий левого спектра, власть сохранить полный контроль за процессами.

 — Значительных изменений тенденций в политике я не жду — рассуждает Дмитрий Олейник. — Курс правительства не изменится и будет восприниматься кем-то как слишком либеральный, а кем-то как слишком правый, но большинство избирателей тем, не менее, будут оказывать ему поддержку и проголосуют за «Единую Россию», так как и правительство, и правящая партия пользуются поддержкой президента и получают часть его рейтинга, который если и если снизится к осени, все равно, останется на недосягаемой для конкурентов высоте.

Тем не менее, мы уже наблюдаем полевение электоральных предпочтений и оппозиционные партии будут бороться именно за эту часть избирателей. Преимущества здесь есть у КПРФ, но и ей придется учитывать конкуренцию со стороны множества новых партий, а также «Справедливой России» и «Родины». Электорат ЛДПР более стабилен, но и путей его значительного расширения не много. Либеральным партиям придется бороться за явку, так как их избиратель очень активен дома и в интернете, но до избирательных участков доходит все реже. Впрочем, за явку придется побороться всем партиям — прогнозирует политолог.

Александр Тузов говорит о «резком ограничении активности гражданского общества посредством перехвата у его представителей инициативы в пользу управляемых Центром политических институтов, созданных для размывания энергии „несистемщиков“ — например, в пользу различных движений под брендом ЕР и еще более — под ОНФ, а также тотально управляемых властью партий т.н. „системной оппозиции“.

На местах мы это видим уже сегодня: публичное игнорирование актуальных запросов общества к власти, их „незамечание“, ликвидация общественных советов и иных дискуссионных площадок, их подмена полностью подконтрольными фейк-образованиями. И все это — не потому, что гражданские активисты деструктивны в своих трендах и запросах, а потому, что схемы и стратегии, ассоциированные с местечковой властью, стали олицетворяться в обществе с построенным ее представителями „королевством кривых зеркал“, в котором логика и здравый смысл не работают и не приветствуются в принципе.

Это смысловой тупик, в формате которого все уже идет по более и более смешному сценарию по типу „психиатр на городе“ … Иначе уже невозможно».

    Фото: fast-images.ru Автор - Алексей Колобродов
    Дайджест СМИ