Открытое письмо и.о. Губернатора Пензенской области И. Белозерцеву от В. Лощинина

02 июля 2015, 08:19

Уважаемый Иван Александрович!

По  оценке  Независимого общественного совета Пензенской области по вопросам взаимодействия в реализации жилищной политики государства, а также   Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области ситуация по управлению многоквартирными домами в Пензенской области негативная.

Продолжают функционировать расчетно-кассовые центры, не являющиеся платежными агентами управляющих организаций, но осуществляющие свою деятельность в нарушение требований, установленных ч.15 ст.155 Жилищного кодекса  и федеральным законом от 3 июня 2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляющих платежными агентами». Ни один государственный надзорный орган не видит нарушений в такой совместной  деятельности этих центров с управляющими организациями.  Тем не менее, гражданскому обществу уже давно известны истинные причины такой «связки». 

В платежных квитанциях на уплату жилищно-коммунальных услуг незаконно размещаются платежные реквизиты этих РКЦ. К примеру, в г.Пензе — это реквизиты ОАО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов».  Банкротство муниципальных управляющих организаций г.Пензы, входящих в холдинг ООО «ГУК», прежде всего обусловлено вмешательством городских чиновников и этого РКЦ в деятельность управляющих организаций.  Управляющие организации, входящие в ООО «Генеральная управляющая компания», с позором ушли с рынка, но на их место пришли точно такие же муниципальные компании, действующие по  указанию муниципальных чиновников  и по тем же правилам, что и их предшественники.  Сколько еще будут продолжаться эксперименты муниципальных чиновников с управлением МКД? Уверен, что через некоторое время будем ждать второго краха пензенской муниципальной системы управления МКД.  

Участие муниципальных образований в сфере управления многоквартирными домами путем создания муниципальных же управляющих организаций, в нарушение установленных органам местного самоуправления функций,  уже давно правило  деятельности пензенских муниципальных чиновников.   Деление  органами местного самоуправления управляющих организаций на «свои» и «чужие» привело к фактическому отказу органов МСУ от выполнения функций, установленных ст.165 Жилищного кодекса  в части муниципального контроля над  своими компаниями.  Условия для управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях  в силу требований, установленных Жилищным кодексом, не создаются, управляющие организации, ТСЖ, ЖК в сталкиваются с проблемами, в  которые преодолеть в одиночку не в силах.  Где, при этом местные власти, которые обязаны делать многое, но не делают?  Не думаю, что  составляет большую сложность  разобраться со всем этим при надлежащем отношении государственных надзорных органов.

Ни одна управляющая организация, ни один ТСЖ или кооператив не в состоянии управлять многоквартирными домами без нарушения  жилищных прав граждан. Основная причина - навязанные монопольными ресурсоснабжающими организациями  договорные отношения, не допускающие равноправия сторон.  На практике действующее законодательство, регулирующее такие отношения, не работает. Отказ уполномоченных государственных органов от законного вмешательства в отношения ресурсоснабжающих организаций с организациями, управляющими многоквартирными домами  уже привела к системному нарушению прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, к банкротству многих управляющих организаций.  

Арбитражный суд уже давно пользуется своей практикой, в соответствии с которой  договор между организацией, управляющей многоквартирным домом и  поставщиком ресурса вовсе не нужен.  Позиция судей строится на том, что если выбран соответствующий способ управления многоквартирным домом, то никакие договоры  не нужны. У нас законодательство подменено судебной практикой, чем успешно пользуются многие поставщики ресурсов. Прокуратура, жилищный надзорный орган, антимонопольный орган, при этом, не видят здесь  никаких проблем, не вмешиваются в ситуацию в соответствии с установленными полномочиями. Кто-нибудь  вмешается в развитие ситуации, или у нас монополисты всесильны?  А ведь у нас имеется  межотраслевой  Совет  потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Пензенской области, который  практически не работает.  Кто следит за его деятельностью?

 На мой взгляд, вся государственная система работает только в интересах поставщиков ресурсов.  Интересы  потребителей и  организаций, которые управляют их домами, никем не защищены.  Очень опасная ситуация, требующая  активных действий всех государственных структур.

Невозможность добиться управляющими организациями приемлемых и законных условий договоров ресурсоснабжения,  арбитражная судебная практика по взысканию средств  без наличия договора  привели к вынужденному  отказу управляющих организаций от размещения в договорах управления условий предоставления коммунальных услуг.  Это  грубое нарушение жилищного законодательства не замечается надзорными органами.  Как мне представляется — в целях исполнения безусловных требований  монопольных поставщиков.  Но если бы в жилищной сфере заработало законодательство о защите прав потребителей, то система отношений ТСЖ, ЖК, управляющих организаций с поставщиками ресурсов была бы отрегулирована естественным образом.  В чем причина боязни государственных органов даже притронуться к закону о защите прав потребителей в сфере предоставления коммунальных услуг, не хватает полномочий?  Дошло до того, что общественные организации, защищающие права потребителей, а также органы местного самоуправления  (что естественно для них) добровольно отказались от своей деятельности  в    сфере контроля оказания коммунальных услуг.   При сложившихся обстоятельствах управляющие организации не в состоянии выполнить своё основное предназначение – защита интересов собственников жилья.

Функции исполнителей коммунальных услуг организациями, управляющими многоквартирными домами, в основном сведены только к сбору и перечислению платежей поставщикам ресурсов. Качественные параметры коммунальных ресурсов, регистрируемые общедомовыми приборами  учета, не применяются в расчетах как  с ресурсоснабжающими организациями, так и с потребителями. По какой причине это происходит,  и зачем нужны такие приборы учета, которые не используются по прямому предназначению?  В чьих интересах такие приборы в массовом порядке установлены  с  вопиющими нарушениями действующего законодательства? Кто с этим разбирался на областном государственном уровне?  По какой причине уполномоченные государственные органы не замечают этого даже при прямом обращении к ним граждан и юридических лиц?   Эти вопросы не снять с повестки дня никогда, и решать их необходимо незамедлительно.

Отказ уполномоченных органов местного самоуправления от осуществления межевания земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома  на основании заявления собственников помещений в МКД привело к нарушению требований, установленных ст.16 федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».   В этой связи повсеместно нарушаются  требования, установленные пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.  Такие земельные участки не входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД, их  уборка и очистка должны осуществляться собственниками таких земельных участков, но неправомерно осуществляются собственниками помещений в МКД. Органы местного самоуправления об этом осведомлены, но делают вид, что не знают о проблеме.  Это есть еще одно доказательство того, что органы МСУ намеренно нарушают жилищное законодательство, одновременно требуя от граждан его соблюдения.  Где пример местной власти в соблюдении жилищного законодательства, где деятельность жилищного надзорного органа над такими действиями-бездействие  органов местной власти?

Направление организациями, управляющими многоквартирными домами, платежных квитанций на уплату взноса на капитальный ремонт без всяких обязательств перед собственниками жилья привело к повсеместному нарушению требований, установленных статьями 307 и 309 Гражданского кодекса РФ, нарушению прав потребителей, сузило функции организаций, управляющих МКД, к простому направлению платежных квитанций.

На мой взгляд, происходящее в сфере управления МКД свидетельствует о системных нарушениях жилищного законодательства, которые уже привели к крайне негативной оценке гражданами деятельности государственных и муниципальных надзорных и контрольных органов, органов власти всех уровней.  Кроме констатации фактов ничего не происходит.

Общественный мониторинг деятельности Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области показал, что данным надзорным органом не осуществляются функции, установленные ст.20 Жилищного кодекса по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления своей деятельности.  Могу предположить, что данное Управление ни разу не представляло Губернатору анализ о состоянии управления многоквартирными домами и ситуации, сложившейся в жилищной сфере вообще.     Наш мониторинг со всей очевидностью также показал, что данное Управление не занимается надзором за деятельностью уполномоченных органов власти и управления в жилищной сфере, остается безучастным к  системным нарушениям в жилищной сфере.  Зачем же нужен  региональный жилищный  надзорный орган, не выполняющий своих основных функций?

Мне известно, что ответственное гражданское общество готово оказывать любую помощь властям всех уровней в выполнении функций, установленных жилищным законодательством. Однако  оно  ждет также  конкретных  действий и со стороны   властей  всех уровней.


Владимир Лощинин

Председатель Правления Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области, член Общественной палаты Пензенской области


    Комментарии для сайта Cackle
    Дайджест СМИ